>Учиться всегда было не просто, а, уж, учить…
>В общем, трудно научить того, кто закрыт тому, кто не может "открыть"
Общие принципы советского образования
Советское образование было глубоким, системным и разумно структурированным. Оно обладало свойством, которое трудно объяснить даже сегодня - непрактичная избыточность получаемой базы знаний и нравственных основ, которые не к чему приложить в реальной жизни. Хотели и начали создавать нового человека невиданных качеств. И неплохо получалось.
Принципы образования выработались за время существования СССР следующие:
1.Равенство всех граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения, свобода выбора языка обучения.
Обеспечивались такое равенство и такая свобода, ни больше, ни меньше, созданием полутора сотен национальных систем образования. Ведь для каждой народности, этноса, национальной группы приходилось готовить учителей, говорящих на национальных языках, учебники и пособия, строить школы в соответствие с территориальными особенностями, с традиционным образом жизни, менталитетом и увязывать их с общей системой и обязательной русскоязычностью.
И все это - с детского сада до академии наук.
2. Обязательность образования для всех детей и подростков.
В первые годы советской власти национальным глубинкам такая возможность для своих детей казалась сказкой, сегодня жалуются на насилие и вынужденный, отрыв от корней.
3. Государственный характер всех учебно-воспитательных учреждений. Единство системы образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней к высшим и от одной отрасли знаний к другой.
Аттестат, полученный где-нибудь на Крайнем Севере или в отдаленной туркменской школе, позволял получать высшее образование в любом городе страны. А диплом бакинского или кишиневского института не был препятствием для получения работы по специальности в Таллине или Киеве, так как гарантировал нужное качество подготовки.
Эту систему часто ругают за отсутствие гибкости, невозможность внедрения новейших авторских оригинальных разработок в сфере образования. Отчасти это справедливо. При этом возникает вопрос без ответа: как такие оригинальные методики впоследствии объединить в общую базу знаний, а по-разному подготовленных специалистов интегрировать в единое народное хозяйство?
4. Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам.
Очевидно, без бесплатности и возможности учиться на родном языке недостижима и обязательность. Ну, на то и система.
5. Научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры.
Так страна давала обязательство обучаемым поколениям, что их знания будут востребованы и по-научному качественны.
6. Единство обучения и воспитания, связь с жизнью, высоконравственный светский характер, сотрудничество школы и семьи, совместное обучение лиц обоего пола.
Как раз здесь и вызревал "новый человек". Не создание потребителей, не оказание услуг, а именно всестороннее воспитание, мощная социальная адаптация, школа жизни и школа мысли. Советские дети не боялись ступить на любую ступень в жизни (дошкольное воспитание - школа - профобразование - работа), потому что были отлично подготовлены, устремлены в будущее, и - очень важно! - их везде ждали. Чего и поныне лишены 80% детей в любой стране мира.
Одной из причин краха страны стало вызревшее за 70 лет противоречие между зашедшим в идеологический тупик государством и народом, своей подготовкой устремленным в будущее, но этого будущего перед собой не видевшим.