Миасс.info

 
Форум "Дети и родители"
Форумы Миасса | Дети и родители (тем: 69; ответов: 655)
Регистрация   Имя: Пароль:

Профессии будущего. Чему учить новые поколения?

Гость
завуч | 02.12.2019 в 09:44
Опасное будущее

Проблема трудоустройства будущих поколений давно не кажется простой и легко решаемой. Главным трендом становится повсеместная роботизация и компьютеризация практически всех сфер жизни человека, что автоматически освобождает массу людских ресурсов. Посмотрите вокруг: в городах практически пропали банковские кассы, все перешли на электронные платежи и переводы. За последние пять-шесть лет прошло несколько волн массовых сокращений в российском банковском секторе. Еще пара-тройка законопроектов, ограничивающих хождение бумажных денег, - и среди банковских служащих останутся одни программисты.

В отдаленном будущем ситуация может серьезно осложниться - рабочих мест для постоянно растущего населения Земли просто не останется. Ведь даже сейчас, если по всей России перевести организации на настоящий электронный документооборот и электронные базы данных, то четверть, а то и треть служащих можно будет смело увольнять. А в будущем придется для страдающего праздностью населения придумывать искусственные профессии, результативность которых никому не интересна.

К каким это приведет последствиям, думаю, фантазировать излишне. Сейчас даже название для этой прослойки людей придумали - "бесполезный класс". Но спешу успокоить, это лишь самый пессимистичный сценарий развития предполагаемого будущего. Все-таки большая часть футурологов сходится на принципах серьезной трансформации рынка труда, а не его исчезновения.

Самой главной особенностью всех изменений в будущем будет их неимоверная быстрота. Пройдет пара-тройка лет, и на каждого жителя Земли будет приходиться не менее трех устройств, подключенных к Всемирной паутине. Естественно, это напрямую касается и рабочих мест. "Умные устройства" вытеснят людей из сферы массового производства раз и навсегда, заставляя искать новые сферы применения своего личного времени и потенциала.

Здесь у человека есть одно неоспоримое преимущество даже перед самым совершенным роботом или программой: он способен творчески мыслить. Так называемая кастомизация промышленного производства, сферы услуг и экономики знаний пока дает надежду, что человек где-то будет нужен.

Кажется, что инженеру будущего вообще без надобности будет знать базовые физические законы - за него все рассчитает искусственный интеллект, а одушевленный творец лишь добавит несколько штрихов, "очеловечивающих" итоговый продукт. Либо ему просто будет достаточно сгенерировать идею, а условный компьютер все сделает дальше сам.

Ученые выявили тренд на снижение занятости специалистов среднего уровня квалификации, с одновременным ростом потребности в высококвалифицированных работниках. Грубо говоря, менять высшее звено на роботов и программы очень дорого, творческий потенциал человека пока обходится гораздо дешевле.

При этом наблюдается рост потребности в низкоквалифицированном труде - здесь также широкое внедрение автоматизации окупится только через десятилетия, если не позже.

Кроме вытеснения рабочих с промышленных предприятий, автоматизация создает еще одно благо - исключение целого ряда посредников между производителем товара и его потребителем. Пример "Яндекс.Такси" тому самое яркое подтверждение - вылетел в трубу целый класс координаторов, менеджеров и диспетчеров, заметно поднимавших среднюю стоимость услуги.

Учиться по-новому?

В связи с надвигающейся на нас волной тотальной автоматизации пора бы задуматься о том, какие навыки нужны нашим детям. Сейчас на вершине тренда у детей должны быть способности вычленять из системы составные части и описывать, как части соотносятся друг с другом и с целым. На следующем уровне - умение оценивать, то есть выносить собственные суждения, основанные на внешних или внутренних критериях. Наконец, самым важным видятся способности создавать принципиально новое, определять компоненты новой структуры, соединять существующие части для возникновения нового. Собственно, вот на этих трех китах и должно строиться образование будущего.

Что еще нового готовят нам футурологи в недалеком будущем на рынке труда?

На первый план выходит востребованность человеческого воображения, которое пока на несколько порядков превосходит машинное. И есть предположение, что компьютер никогда не станет равным человеку в этой категории. Поэтому в индустрии игр, видео, музыки, сценариев и всего подобного можно вполне искать своим потомкам "тёплое" местечко. Кроме этого, ожидается спрос на профессии, в которых роботизация не сможет заменить общения человека с человеком. К примеру, педагог, наставник, ментор, коучер (называйте как хотите) никогда не выйдут из тренда. При этом на первый план выйдет глубокая индивидуализация процесса научения. Чувствуете современную востребованность репетиторов? Это первые ласточки будущего.

Человечество медленно, но верно увеличивает среднюю продолжительность жизни. В связи с этим ждем развития целой сферы услуг, направленной на обслуживание пожилых людей. Это будет примерно так же, как и сейчас на детские интересы работают целые корпорации.

Основным трендом в образовании будущих поколений должен стать отказ от таких линейных профессий ("дел всей жизни"), уход с которых ставил бы крест на дальнейшей карьере. Человек должен уметь быстро и эффективно перестраиваться, находить новые применения своего потенциала и сфер самореализации. Проще говоря, уволили с должности рекламного менеджера - он стал блогером. А как исчерпал себя в Youtube, оперативно переучился и принялся проектировать жилые здания.

И современному образованию осталось только найти инструменты для формирования этих "универсальных" навыков. Прочитайте современные стандарты в области школьного образования - ФГОС - универсальные умения там как раз основное понятие. Система школьного образования неспешно идет в правильном направлении.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Показать ответы в виде дерева
Ответы (1)


Гость
1. Александр Роджерс | 10.12.2019 в 12:17
>Опасное будущее

С одной стороны, про упадок образования вещать попросту модно. С другой стороны, это прекрасное оправдание собственной лени.

Проблемы с образованием были и в средневековье. Когда даже далеко не все дворяне умели читать (а тем более писать), а приличная библиотека была только у Ватикана и ещё в паре мест.

А сейчас вам что мешает быть хорошо образованным?

Всеобщее среднее образование даёт всем базовые знания в широком спектре предметов. Но, самое главное, оно учит изначальному навыку - читать.

И, если вы умеете читать, то вы можете научиться чему угодно.

Сейчас у всех нас, благодаря интернету, есть доступ к огромному количеству информации. В том числе к онлайн-курсам, к библиотекам и к программам обучения ВУЗов. Используя их, можно получить любое теоретическое образование (для некоторых вещей нужна практика, но это уже отдельный разговор).

Нужно только поменьше сидеть в танчиках и на сайтах с порнухой - и тогда проблем с получением знаний не будет.

Есть ещё один важный аспект - нужно уметь думать и уметь учиться (владеть методологией). С первым поможет учебник логики, со вторым - учебник педагогики. Оба, опять же, есть в открытом доступе.

Система образования вообще вторична.

И дело даже не в наличии или отсутствии способностей (хотя и в них тоже). На мой взгляд, главная проблема в мотивации к обучению. И это уже вопрос не школы/университета, а сформированной системы жизненных ценностей и волевых качеств личности.

И то, и другое должна давать, прежде всего, семья, а не министерство образования.

А если в некоторых семьях считается, что "зачем тебе учиться, главное - это пристроиться к хитрой схемке", или "получишь диплом (подчёркиваю - не знания!), уедешь за границу", или "девочке ум не нужен, достаточно удачно выйти замуж", то какой бы прекрасной не была система образования, а знаний дети из таких семей не получат. Потому что они им не нужны и не интересны.

Орать про деградацию системы образования - это, конечно, модно и популярно. Но вы лучше в следующий раз задайтесь вопросом, почему в рамках одной и той же системы образования одни становятся выдающимися учёными и талантливыми инженерами, а другие нет? Это гораздо более важный и сложный вопрос, и ответ на него позволит понять, что же действительно нужно "поменять в консерватории".
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку
© 2000-2017 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности