Миасс.info

 
Форум "Дети и родители"
Форумы Миасса | Дети и родители (тем: 43; ответов: 690)
Регистрация   Имя: Пароль:

Профессии будущего. Чему учить новые поколения?

Гость
завуч | 02.12.2019 в 09:44
Опасное будущее

Проблема трудоустройства будущих поколений давно не кажется простой и легко решаемой. Главным трендом становится повсеместная роботизация и компьютеризация практически всех сфер жизни человека, что автоматически освобождает массу людских ресурсов. Посмотрите вокруг: в городах практически пропали банковские кассы, все перешли на электронные платежи и переводы. За последние пять-шесть лет прошло несколько волн массовых сокращений в российском банковском секторе. Еще пара-тройка законопроектов, ограничивающих хождение бумажных денег, - и среди банковских служащих останутся одни программисты.

В отдаленном будущем ситуация может серьезно осложниться - рабочих мест для постоянно растущего населения Земли просто не останется. Ведь даже сейчас, если по всей России перевести организации на настоящий электронный документооборот и электронные базы данных, то четверть, а то и треть служащих можно будет смело увольнять. А в будущем придется для страдающего праздностью населения придумывать искусственные профессии, результативность которых никому не интересна.

К каким это приведет последствиям, думаю, фантазировать излишне. Сейчас даже название для этой прослойки людей придумали - "бесполезный класс". Но спешу успокоить, это лишь самый пессимистичный сценарий развития предполагаемого будущего. Все-таки большая часть футурологов сходится на принципах серьезной трансформации рынка труда, а не его исчезновения.

Самой главной особенностью всех изменений в будущем будет их неимоверная быстрота. Пройдет пара-тройка лет, и на каждого жителя Земли будет приходиться не менее трех устройств, подключенных к Всемирной паутине. Естественно, это напрямую касается и рабочих мест. "Умные устройства" вытеснят людей из сферы массового производства раз и навсегда, заставляя искать новые сферы применения своего личного времени и потенциала.

Здесь у человека есть одно неоспоримое преимущество даже перед самым совершенным роботом или программой: он способен творчески мыслить. Так называемая кастомизация промышленного производства, сферы услуг и экономики знаний пока дает надежду, что человек где-то будет нужен.

Кажется, что инженеру будущего вообще без надобности будет знать базовые физические законы - за него все рассчитает искусственный интеллект, а одушевленный творец лишь добавит несколько штрихов, "очеловечивающих" итоговый продукт. Либо ему просто будет достаточно сгенерировать идею, а условный компьютер все сделает дальше сам.

Ученые выявили тренд на снижение занятости специалистов среднего уровня квалификации, с одновременным ростом потребности в высококвалифицированных работниках. Грубо говоря, менять высшее звено на роботов и программы очень дорого, творческий потенциал человека пока обходится гораздо дешевле.

При этом наблюдается рост потребности в низкоквалифицированном труде - здесь также широкое внедрение автоматизации окупится только через десятилетия, если не позже.

Кроме вытеснения рабочих с промышленных предприятий, автоматизация создает еще одно благо - исключение целого ряда посредников между производителем товара и его потребителем. Пример "Яндекс.Такси" тому самое яркое подтверждение - вылетел в трубу целый класс координаторов, менеджеров и диспетчеров, заметно поднимавших среднюю стоимость услуги.

Учиться по-новому?

В связи с надвигающейся на нас волной тотальной автоматизации пора бы задуматься о том, какие навыки нужны нашим детям. Сейчас на вершине тренда у детей должны быть способности вычленять из системы составные части и описывать, как части соотносятся друг с другом и с целым. На следующем уровне - умение оценивать, то есть выносить собственные суждения, основанные на внешних или внутренних критериях. Наконец, самым важным видятся способности создавать принципиально новое, определять компоненты новой структуры, соединять существующие части для возникновения нового. Собственно, вот на этих трех китах и должно строиться образование будущего.

Что еще нового готовят нам футурологи в недалеком будущем на рынке труда?

На первый план выходит востребованность человеческого воображения, которое пока на несколько порядков превосходит машинное. И есть предположение, что компьютер никогда не станет равным человеку в этой категории. Поэтому в индустрии игр, видео, музыки, сценариев и всего подобного можно вполне искать своим потомкам "тёплое" местечко. Кроме этого, ожидается спрос на профессии, в которых роботизация не сможет заменить общения человека с человеком. К примеру, педагог, наставник, ментор, коучер (называйте как хотите) никогда не выйдут из тренда. При этом на первый план выйдет глубокая индивидуализация процесса научения. Чувствуете современную востребованность репетиторов? Это первые ласточки будущего.

Человечество медленно, но верно увеличивает среднюю продолжительность жизни. В связи с этим ждем развития целой сферы услуг, направленной на обслуживание пожилых людей. Это будет примерно так же, как и сейчас на детские интересы работают целые корпорации.

Основным трендом в образовании будущих поколений должен стать отказ от таких линейных профессий ("дел всей жизни"), уход с которых ставил бы крест на дальнейшей карьере. Человек должен уметь быстро и эффективно перестраиваться, находить новые применения своего потенциала и сфер самореализации. Проще говоря, уволили с должности рекламного менеджера - он стал блогером. А как исчерпал себя в Youtube, оперативно переучился и принялся проектировать жилые здания.

И современному образованию осталось только найти инструменты для формирования этих "универсальных" навыков. Прочитайте современные стандарты в области школьного образования - ФГОС - универсальные умения там как раз основное понятие. Система школьного образования неспешно идет в правильном направлении.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Показать ответы в виде дерева
Ответы (5)


Гость
1. Александр Роджерс | 10.12.2019 в 12:17
>Опасное будущее

С одной стороны, про упадок образования вещать попросту модно. С другой стороны, это прекрасное оправдание собственной лени.

Проблемы с образованием были и в средневековье. Когда даже далеко не все дворяне умели читать (а тем более писать), а приличная библиотека была только у Ватикана и ещё в паре мест.

А сейчас вам что мешает быть хорошо образованным?

Всеобщее среднее образование даёт всем базовые знания в широком спектре предметов. Но, самое главное, оно учит изначальному навыку - читать.

И, если вы умеете читать, то вы можете научиться чему угодно.

Сейчас у всех нас, благодаря интернету, есть доступ к огромному количеству информации. В том числе к онлайн-курсам, к библиотекам и к программам обучения ВУЗов. Используя их, можно получить любое теоретическое образование (для некоторых вещей нужна практика, но это уже отдельный разговор).

Нужно только поменьше сидеть в танчиках и на сайтах с порнухой - и тогда проблем с получением знаний не будет.

Есть ещё один важный аспект - нужно уметь думать и уметь учиться (владеть методологией). С первым поможет учебник логики, со вторым - учебник педагогики. Оба, опять же, есть в открытом доступе.

Система образования вообще вторична.

И дело даже не в наличии или отсутствии способностей (хотя и в них тоже). На мой взгляд, главная проблема в мотивации к обучению. И это уже вопрос не школы/университета, а сформированной системы жизненных ценностей и волевых качеств личности.

И то, и другое должна давать, прежде всего, семья, а не министерство образования.

А если в некоторых семьях считается, что "зачем тебе учиться, главное - это пристроиться к хитрой схемке", или "получишь диплом (подчёркиваю - не знания!), уедешь за границу", или "девочке ум не нужен, достаточно удачно выйти замуж", то какой бы прекрасной не была система образования, а знаний дети из таких семей не получат. Потому что они им не нужны и не интересны.

Орать про деградацию системы образования - это, конечно, модно и популярно. Но вы лучше в следующий раз задайтесь вопросом, почему в рамках одной и той же системы образования одни становятся выдающимися учёными и талантливыми инженерами, а другие нет? Это гораздо более важный и сложный вопрос, и ответ на него позволит понять, что же действительно нужно "поменять в консерватории".
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку

Гость
2. Звездный мечтатель | 17.12.2019 в 21:21
>Орать про деградацию системы образования - это, конечно, модно и популярно. Но вы лучше в следующий раз задайтесь вопросом, почему в рамках одной и той же системы образования одни становятся выдающимися учёными и талантливыми инженерами, а другие нет? Это гораздо более важный и сложный вопрос, и ответ на него позволит понять, что же действительно нужно "поменять в консерватории".

Замена человека машиной - это лишь одна ипостась прогресса, в другой же своей ипостаси прогресс создает для человека новые задачи. Иными словами, прогресс всегда вытесняет человека с одних поприщ, но создает для него новые. Позволяя людям перемещаться с одних задач на другие, это удерживает уровни занятости и зарплаты от чрезмерного снижения и способствует самому прогрессу.

Что в сухом остатке? Роботизация - это динамический процесс, который не столько заменяет людей машинами, сколько перемещает их с одних задач на другие. Если людей, оказавшихся на улице благодаря прогрессу, оказалось больше, чем тех, кто нашёл новую работу, люди подешевеют и процесс роботизации начнёт затухать до восстановления баланса.

Какие практические выводы отсюда следуют? Человеку, готовому выходить из зоны комфорта, приобретая новые навыки и переходя на новые задачи, всегда найдется место в экономике. Если нас и ждет повышенная безработица, то только за счет инертной массы, не желающей покидать насиженные места.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку

Гость
3. ОБС | 27.01.2020 в 15:54
Уже на второй день в должности распоряжением №20-р от 17 января Мишустин утвердил Стратегию развития электронной промышленности до 2030 года.

В стратегии также определены меры по подготовке кадров и повышению привлекательности отрасли для молодых специалистов. В управленческой сфере планируется внедрение АСУ и систем управления рисками развития отрасли. Формирование отраслевой информационной среды также подразумевает развитие отраслевых баз данных, реестров аппаратуры и компонентной базы, унификацию средств информационного обмена.

Вот теперь можно понять на кого учиться.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку

Гость
4. Тор | 09.02.2020 в 19:56
>Вот теперь можно понять на кого учиться.

Поколение Z уже в прошлом. Сейчас приходит поколение "альфа", и вот что стоит знать об этих детях

Еще недавно все обсуждали поколение Y, какие люди из него другие и как перевернулось их представление о жизни. Их сменило поколение Z, и не успели мы к нему привыкнуть, на пятки ему стало наступать новое поколение - альфа (А). Это дети, рожденные после 2010 года, и вот почему о них стоит говорить. Пока никто не может спрогнозировать, что это будут за люди и чего они добьются, это совершенно новая формация. Судите сами:

1. Они живут как бы в двух мирах

Им трудно отличить реальный и виртуальный мир. Судите сами: то, что мы получили за последние 30 лет - уже часть их жизни, они не мыслят себя без интернета и гаджетов. Они свободно передвигаются между реальным и виртуальным миром. Дети легко запоминают визуальную информацию, и неважно как они ее получают - оффлайн или с экрана смартфона.

Многие ведут свои влоги, и даже стали в этом деле успешными. Очень успешными.

2. Они ценят персонализацию и умеют выбирать именно то, что нужно им

Из первого пункта следует второй: человек, научившийся пользоваться Ютубом раньше, чем ходить и говорить, четко выбирает из огромной массы информации нечто, что нужно именно ему. С умными лентами, алгоритмами и нейросетями дети поколения Альфа вырастут в информационном мире, сконструированном именно под их нужды, под нужды каждого.

3. Они создают и потребляют совсем другой контент

В "детском" Ютубе своя атмосфера: первые строчки рейтингов занимают стримы, челленджи, розыгрыши и распаковки. Они придумывают свои форматы и легко трансформируют старые. Вспомните песенку Baby Shark: это суперпопулярный ролик, набравший миллиарды просмотров. Настя Радзинская, ссылка на которую есть выше, транслирует свою обычную жизнь: прогулки с папой, разговоры, чтение.

4. У них лучше связь с родителями

По статистике, современные родители тратят на детей в 3 раза больше времени, чем родители 70-х. Теперь взрослые стараются наладить диалог с ребенком, а не воспитывать его нотациями.

5. У них "клиповое сознание"

Они неспособны долго концентрироваться на чем-то одном, зато могут из массива данных "выцепить" нужную информацию, пробежавшись "наискосок". Время концентрации снизилось до 1 секунды, медиа - важнее текста.

6. Многие из них не получат высшего образования

Новые профессии сейчас появляются молниеносно, старые исчезают или трансформируются настолько, что трудно понять, что именно нужно будет в будущем. Университеты и школьные программы явно отстали от разгоняющегося времени и уже не могут дать людям будущего то, что им нужно будет в этом самом будущем. Поколению А придется учиться всему новому постоянно и прямо "на месте", они легче смогут менять профессии и сферы деятельности (вспомните наших родителей, которые могли по 40-50 лет работать на одном и том же месте). Сейчас такое уже невозможно. Да и само понятие работы сильно трансформировалось за последние годы, уже сейчас необязательно сидеть в офисе 9 часов в день 5 дней в неделю.

7. У них будет выше качество жизни, и проживут они дольше

Медицина развивается, качество жизни "золотого миллиарда" в целом увеличивается, питание улучшилось, и кроме того - очень распространены принципы здорового питания. У людей есть представление о необходимости своевременной диагностики, и она более качественная. Дети поколения А уже будут расти без боязни врачей и с четким пониманием того, что здоровье - это ресурс, о котором стоит заботиться. И что у себя нужно не только брать, но и отдавать, кроме того - в развитых странах все это будет более-менее доступно.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку

Гость
5. Таир Рзаев | 10.02.2020 в 19:16
>Вот теперь можно понять на кого учиться.

Японский твиттер! Надо детей своих бить плетьми и долбить им в копчик и макушку, что они - наследники великих СССР, РИ, Москвоского Царства и Древней Руси. Что их предки отдали свои жизни и еще больше отобрали чужих, чтобы они - шушваль мелкая, могли учиться, развиваться как личности и творить. И это не их право, это их, едрена грыжа, неотменяемая обязанность перед предками. Дети с детства должны твердо знать, что они обязаны получить образование не ниже родительского, непрестанно читать и заниматься спортом, и с 25 лет они обязаны производить интеллектуальный продукт согласно способностям, полученным при рождении. А если дети мужского пола, то еще и быть патриотами и иметь внятную политическую позицию с того же возраста.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку
© 2000-2017 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности