>- Всё как велит народная традиция ....
Знаете ли Вы почему у славян девичник напоминал прощание с жизнью, а мальчишник - праздник последней вольной ночи?
А почему невесту жених вносил в дом на руках, будто новорождённую?
И зачем вообще нужны были все эти свадебные обряды у славян?
Издревле вступление в брак сопровождалось особыми традициями и ритуалами, которые в основном представляли собой священнодействие перехода - переход девушки из рода отца в род мужа, который осмыслялся как умирание в одном мире и возрождение в другом.
Так, например, обряд "вытия" (причет перед свадьбой) по своей форме напоминает плач по покойнику; поход в баню перед свадьбой - символическое омовение мёртвого; путь невесты в церковь под руки означает безжизненность, а выход из храма - возрождение.
А когда жених вносит невесту в дом на руках, он "обманывает домового", чтобы дух-хранитель дома принял её не как чужую, а как "новорождённую".
Давайте же рассмотрим еще детальнее именно предсвадебный период проходящий после сватовства и до первого дня свадьбы.
"Неделя" - время ожидания и прощания.
Период после сватовства во многих регионах называли "неделей". Это было время подготовки, рукоделия, песен и обрядовых действий.
На Севере невеста перед свадьбой много причитала, выражая скорбь расставания с отчим домом. На Юге, напротив, вечерами устраивались весёлые посиделки: приходили друзья жениха, звучали песни, играли, танцевали.
Приданое как особый дар
Собирание приданого было не просто хозяйственным занятием, но священным трудом. В основном невеста всё готовила своими руками - полотенца, рубахи, пояса, постель.
Считалось что каждая ткань, вышивка, нить несла в себе обережное намерение невесты - её долю и благословение на новый путь.
Баня
Обряд омовения в бане занимал особое место. Баня у славян считалась местом перехода между мирами, где человек очищался и смывал старую долю. В некоторых регионах Вологодчины, например, невесту омывали особым образом, как тело "покойной", которая скоро предстанет к новой жизни.
Девичник: прощание с красотой и свободой
Девичник - это вечер символического прощания с девичеством и родным домом. Главный момент - расплетание косы.
В некоторых регионах волосы после расплетания убирали под платок - знак того, что девушка перестала быть "красной девицей" и стала женой.
После венчания косу вновь заплетали, но уже по-женски, нередко в две пряди - символ союза двух судеб.
Подруги невесты во время девичника поют песни, а сама она причитает. Этнографы отмечают особую двойственность атмосферы девичника: он сочетает радость и скорбь, смех и плач, символическую ткань жизни и ухода.
Невеста в этот вечер как бы оплакивает саму себя - свою "девичью долю", вольную жизнь, родительский дом.
Подруги же поддерживают её, напоминая, что впереди - новая судьба, новая семья, новая роль.
Во многих деревнях девичники продолжались несколько дней. Девушки шили, пели, плакали и принимали жениха, который приносил ларец с подарками и лакомствами. Эти дары символизировали заботу, изобилие и любовь. В ответ невеста тоже дарила жениху подарок. Такой подарок означал признание мужской роли и принятие защиты рода мужа.
Мальчишник: прощание с "вольной волюшкой"
Мальчишник, или парнишник, был мужским обрядом прощания с холостой жизнью.
Например, у южных славян проводились весёлые вечеринки с песнями, играми и угощениями. В Болгарии же, устраивали "ужин кума", а у словаков исполнялся "последний холостяцкий танец" - прощание с юношеской свободой.
В отличие от девичника, этот обряд символизировал не утрату, а скорее готовность мужчины принять ответственность за новый дом, новые жизни.