Как спасти детей от отупения | Гость
| Хандусенко | 01.09.2021 в 15:31 Начинается новый учебный год, дети снова идут в школу. А о детях мы, взрослые, можем говорить бесконечно. Тем более, что есть серьезный повод.
Мы живем в переломные времена, когда формируется новый мир, наполненный высокими технологиями, оказывающими колоссальное влияние на человека. И именно в современном школьном образовании я вижу одну из причин неутешительного процесса отупения детей. Школьное образование и так постепенно снижало планку со времен распада Союза, а в последние 5-6 лет сделало, можно сказать, огромный прыжок в худшую сторону. Просто-таки прыжок в бездну. И результаты не заставили ждать.
В своей массе современные выпускники школ просто патологически не умеют думать. Каждый раз, проводя опрос, я сталкиваюсь с тем, что у молодых ребят никак не получается внятно формулировать свои мысли.
Иногда приходится сталкиваться с текстами выпускников на две страницы без абзацев и знаков препинания. Построение предложений совершенно безграмотное, слова не только стоят не на своих местах, а и употребляются в неправильном значении
Выпускники сегодня сдают тестирование. Написание сочинений и изложений в школе и при поступлении в вузы сведено к минимуму или вообще удалено. Книг дети почти не читают. В итоге складывается столь печальная картина. Я уж не говорю про способность логически мыслить, хранить в голове большое количество информации и долго удерживать внимание не предмете своего рассуждения. Здесь колоссальную роль играют не только литература и филология, но и точные и естественные науки, которым, насколько мне известно, в школьном образовании с каждым годом уделяется все меньше часов.
Кто должен заполнить все возникшие пробелы? Ответ один - родители. Вы скажете, что на это нет времени? А я отвечу - есть. Вспомните старую пословицу о том, что кто хочет - ищет возможности, а кто не хочет - ищет причины.
Статистика говорит, что в интернете родители проводят в 1,5 раза больше времени, чем подростки, и в 2 раза больше, чем школьники младших классов. Попробуйте засечь, сколько часов за день в сети проводите вы - вот вам и время для своего ребенка.
По большому счету, здесь и статистики никакой не нужно, достаточно в выходной день зайти в кафе и увидеть, как многие семьи вместе проводят досуг, хотя это "вместе" касается лишь пространственного положения их тел, а умом каждый устремлен в свое "черное зеркало".
Но ведь это время, проведенное за столиком в кафе, можно было бы потратить на обсуждение, например, прочитанной книги. При этом ребенок учился бы рассуждать и делать выводы.
Кроме того, важен сам пример чтения, детям ведь нужно равняться на кого-то, считывать модели поведения. А на кого им равняться, если и мама, и папа каждую минуту заглядывают в смартфон.
Это критически важно, так как во время чтения человек в среднем тратит порядка 40% времени на обдумывание прочитанного. А вот транслируемая смартфоном информация способствует лишь отупению.
Сегодня среди родителей бытует миф, что раннее увлечение информационными технологиями якобы способствует развитию мышления ребенка, позволяя решать многозадачные проблемы. Но, учитывая приведенные данные, мы понимаем, что это не так.
Далее стоит вспомнить о трех системах человеческого мозга: рефлексирующей, рефлекторной и архивирующей. Первая отвечает за мышление, вторая - за реакцию на внешние раздражители, третья - за структурирование и запоминание полученной информации.
Рефлексирующая система способна работать только в режиме последовательных задач. Переключение мозга между различными задачами требует временных затрат, и в этом процессе невозможно обойтись без частичной потери данных. Так что пресловутая многозадачность - это лишь сказка, наш мозг для этого попросту не предназначен.
Во время пролистывания абсолютно не структурированного и разнообразного контента социальных сетей в человеческом мозге не работают ни рефлексирующая, ни архивирующая системы. Потребляемая информация никак не упорядочивается, не усваивается. На ее запоминание попросту нет времени.
Реагировать на большое количество задач может рефлекторная система мозга, но она зависит от раздражителей, а ее работа возможна также на бессознательном уровне. При большом количестве раздражителей мозг постоянно отвлекается, потому данный процесс никак нельзя назвать мышлением.
Архивирующая система "включается" в состоянии "информационного покоя", когда мы занимается рукоделием, спортом или попросту спим. Во время пролистывания абсолютно не структурированного и совершенно разнообразного контента социальных сетей в человеческом мозге не работают ни рефлексирующая, ни архивирующая системы. Потребляемая информация никак не упорядочивается, не усваивается. На ее запоминание у мозга попросту нет ни времени, ни сил.
Иногда можно встретить мнение о том, что использование смартфонов позволяет научиться быстрому ориентированию в информации, и потому детям стоит давать смартфоны пораньше. Но это очередной миф, так как умение ориентироваться в информации может быть построено лишь на навыках анализа, упорядочивания и критической оценке полученных данных, а для этого нужны рефлексирующая и архивирующая системы, которые у современного ребенка часто "отключены".
Такая вот получается неутешительная картина. К сожалению, ни от общества, ни от школы помощи сегодня ждать не приходится. Вся ответственность ложится только на родителей, т.е. на нас с вами.
К слову, дети работников знаменитой "Силиконовой долины" учатся, что называется, по старинке: с реальными (а не виртуальными) учителями, уделением большого количества времени ручному труду и спорту.
Уже сегодня хорошее образование становится дорогим удовольствием, потому наша задача насыщать мир ребенка как можно большим количеством разнообразных раздражителей: от возможности побегать по лужам и пожарить сосиски на костре до походов в филармонию, театры и музеи.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Показать ответы в виде дерева | Ответы (13)
| Гость
| 1. Вольный | 02.09.2021 в 17:37 >Начинается новый учебный год, дети снова идут в школу.
Работаю учителем в средней школе. И вот просит как-то сотрудница остаться на замену в 9 классе. Вот захожу в класс, а на столе лежит презерватив (это они вроде как реакцию решили посмотреть, да и нервишки проверить). Показываю его классу и говорю:
- Дети, вы знаете что это такое?
- Hea! (и дружный хохот)
- Вам что, родители еще не рассказывали? и вы не знаете как и зачем пользоваться этой штучкой?
- He-а! (хохот усиливается)
- ОК! Пусть кто-нибудь из мальчиков выйдет к доске и я вам покажу, куда это нужно надевать и как, и расскажу для чего. Ну, а если добровольца не найдется, придется вызывать по журналу!
В классе воцарилась мертвая тишина. | | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 2. Кэндзабуро Оэ | 05.09.2021 в 08:22 "Ещё ребенком, я пообещал своей маме, что я получу Нобелевскую премию по физике. 50 лет спустя я сказал ей: "Смотри, я сдержал своё обещание. Я получил Нобелевскую премию." "Нет" - сказала она - "Ты обещал, что она будет по физике!"
-Кэндзабуро Оэ был награжден Нобелевской премией по Литературе в 1994г
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 3. Сергей | 17.09.2021 в 07:22 Дети - не ваша собственность. Дети не ваши рабы.
Дети - это самостоятельные личности и относиться к ним нужно с уважением и заботой. И тогда никто Вам не будет так грубить. Вы добьетесь среди них авторитета уважения и любви.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 4. The Dude | 11.10.2021 в 10:54 Если что-то зелёное или дергается - это биология.
Воняет-химия.
Не работает - физика.
Работает, но неизвестно как - кибернетика.
Работает через раз - экономика и психология.
Работает, но лучше бы не работало - социальная психология.
Всем кажется, что работает - астрология.
Всем кажется, что не работает - этология.
Повторяется - история.
Постоянно повторяется - история России.
Если читаешь учебник и ничего не понятно - это дискретная математика
Если понятны слова по отдельности, но не текст - это теормех.
Если понятен текст в целом, но не термины - это вышмат.
Если понятен результат,но не вычисления - это вычмат.
Если вычисления, но не результат - физхимия.
Если понятны только чертежи - это сопромат.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 5. Андрей Жуков | 12.10.2021 в 18:15 Когда речь заходит о влиянии электрического тока на организм, у большинства людей возникают ассоциации с болезненным или даже смертельно опасным поражением. Однако, электрический ток давно стал неотъемлемым элементом при лечении различных заболеваний. Особенно широко в медицине применяется электростимуляция головного мозга. Суть ее заключается в слабых электрических импульсах переменного или постоянного тока, которые имитируют синхронизированную активность отдельной группы нейронов. Электростимуляцию применяют при реабилитации людей с болезнью Паркинсона и синдромом Туретта, наркозависимостью и многими другими заболеваниями. Одно из исследований показало, что электростимуляцией можно улучшить умственные способности человека.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 6. Фриц Морген | 30.10.2021 в 15:59 Здесь кроется самое большое лукавство нашей образовательной системы. Все участники шоу делают вид, что если ученик сидит на уроке, значит он осознанно учится, впитывает изливаемые учителем знания. В реальной жизни очень многие отключают на уроках мозг, вынося из лекции не больше полезной информации, чем из концерта китайских рэперов. Слова "я не понимаю, что происходит" являются обычно табу, школьник не хочет их произносить, а учитель не хочет их слушать. В результате всё идёт по традиционной формуле: "они делают вид, что учат, мы делаем вид, что учимся".
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 7. Руслан | 30.10.2021 в 21:53 Мне иногда становится стыдно перед дочей,мама её не дает видеться,а я понимаю что ей надо видеть мужика......
Люблю её,а всё зря.,..
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 8. Nyka | 17.12.2021 в 11:45 > а всё зря...
На дворе шестой век до нашей эры, триумфальные персидские войска выносят золотые бранзулетки и пищащих пленниц в ночнушках из дворцов завоёванной столицы вражеской Лидии. Царь персидский Кир наблюдает за происходящим с глубоким удовлетворением. Рядом меланхолично стоит побеждённый - лидийский царь Крёз - и между прочим интересуется:
- Как ты полагаешь, что делают твои солдаты?
- Бггг, грабят твоё имущество. - отвечает Кир.
- Не-а, - уточняет Крёз. - Вообще-то теперь они грабят ТВОЁ имущество, ты же это всё завоевал. | | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 9. RikkiTikkiTavi | 19.12.2021 в 13:56 Я с ребенком делаю часто Д/З и стандартный диалог такой:
- вот тут надо решить пример. как это делать знаешь? учитель рассказал?
- нет, не знаю, не рассказывал учитель.
И так по всем предметам. нахрена такие учителя нужны совсем непонятно.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 10. Прихожанка | 23.12.2021 в 11:26 >И так по всем предметам. нахрена такие учителя нужны совсем непонятно.
Начатое в 90-е годы насильственное внедрение в российское образование так называемой "болонской системы" (которая делает из людей болонок), встречает всё большее сопротивление в среде как родителей, так и педагогов. При этом либерализация образования, которую в последнее время начали слегка притормаживать, создала одновременно и ряд возможностей для тех, кто этой либерализации активно и деятельно сопротивляется.
Так, для родителей создана возможность обучать своих детей в любых школах по их выбору, а также переводить на домашнее обучение. Этим активно пользуются те родители, которые видят, куда ведет эта самая "болонская система", создают разного рода сообщества по сохранению и возрождению старых, как дореволюционных, так и советских систем обучения детей.
Многие родители при переводе детей на домашнее обучение используют советские учебники, выпуск которых стал вполне массовым. Учебники того времени, например, переиздает "Родительское Всероссийское сопротивление".
Например, православная гимназия в Санкт-Петербурге обучает детей по старым советским учебникам. При этом, что очень важно, проблем с аттестацией в современных школах у тех, кто занимается по старым программам и учебникам, нет.
По сути дела, в качестве противовеса либерализации образования в России формируется параллельное, консервативное, "старорежимное", образование, которое всё громче заявляет о себе. Сохраняя старые методики, оно сохраняет и возможности для возврата к ним. Расширяя их использование, оно создает активное поле для давления на реформаторов от образования, которое постепенно заставляет власть прислушиваться к нему и изменять вектор движения.
Так что "шагать в ногу со временем" в области образования становится всё менее модным и совсем не престижным. Пора шагать в обратном направлении. Возможно, даже бежать. | | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 11. Евгений Вдовин | 12.05.2022 в 18:18 Математика - это инструмент, который мы используем для того, чтобы производить какие-то действия в каких-то реальных ситуациях, которые по-большому счету, с математикой уже никак не связаны. Изучение истории математики позволяет иметь представление о тех или иных ситуациях, из которых реально возникли те или иные математические идеи, инструменты, объекты. И тем самым позволяет намного более эффективно применять математические инструменты в новых условиях по соответствующей аналогии.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 12. Галина Агапова | 24.06.2022 в 11:52 Шахматы - очень древняя и интересная игра, призванная показать интеллектуальное преимущество одного соперника над другим. Здесь нет очень сложных запутанных правил, есть лишь разумы играющих, которые стараются предсказать ходы соперника, наблюдая за чужим стилем игры. Столетия назад люди наслаждались этой игрой так же, как будут наслаждаться спустя тысячи лет. И это еще один аргумент к тому, чтобы научиться играть в эту необыкновенную игру.
| | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Гость
| 13. GeorgV | 15.09.2024 в 11:04 >- Столетия назад люди наслаждались ...
Говорят, однажды современным первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к четверостишию Пушкина:
Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Самыми понятными словами четверостишия оказались: "пушистые", "сидит", "летит" и "взрывая".
Кибитка была изображена в виде летательного аппарата. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "летит", значит летит. У некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб".
И вот летит по небу эдакая кубитка и что делает, правильно - взрывает. Кого? Бразды пушистые. Кто такие "бразды"? Видимо такие пушистые звери. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами. А рядом, неподалеку от этого безобразия, сидит некая загадочная личность и спокойно за всем этим геноцидом наблюдает - это ямщик. Причем, изображен он, сидя на обруче (облучек - обручок, почти совсем одно и то же), в кожухе и балансирует с лопатой в руках. Почему с лопатой? Он же ямщик - ямы копает. Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем - браздов хоронить!
(с) просторов | | Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку |
|