Миасс.info

 
Форум "Дети и родители"
Форумы Миасса | Дети и родители (тем: 51; ответов: 1374)
Регистрация   Имя: Пароль:

Про нашу училку замолвите слово! | Re(2): Про нашу училку замолвите слово!

Гость
В. П. Урлапова | 11.07.2020 в 17:45
>мысли по поводу


Наши дети рождены и растут в новой, цифровой культуре. Специалисты уже сейчас утверждают, что современный ребёнок совсем другой и он нуждается в совершенно иных, инновационных подходах к обучению.


Обратимся сначала к теории поколений, получившей широкое распространение. Авторы теории эмпирическим путём, анализируя особенности шести поколений, живущих в настоящее время, пришли к выводу, что поколения сменяют друг друга циклически, и цикл этот составляет 4 поколения. То есть каждое поколение по своим ценностям, идеалам, мироощущению, мышлению, роли в истории и т. п. сходно с поколением прапрадедов.

Как времена года естественно сменяют друг друга в годовом круге, так же сменяют друг друга и периоды в жизни общества, накладывающие свои неизбежные отпечатки на поколения людей, родившихся в них. И даже периодам этим (каждый из которых длится примерно 20 лет) были даны символические названия: зима, весна, лето и осень.

Идея, конечно, красивая, но не будем забывать, что это всего лишь модель, имеющая свои ограничения.

Так, согласно этой теории, лично я и те из наших читателей, кто родился приблизительно до 1985 года (то есть до начала перестройки), относимся к так называемому поколению Х. Этот период (как говорят, период застоя) считается в теории поколений "летним". Для него характерна стабильность и относительное благополучие жизни, достигнутое в результате предшествующей послевоенной "весны". Мы росли самостоятельными детьми "с ключом на шее" и привыкли полагаться на себя, выживая в далеко не всегда благополучной уличной и школьной среде времён перестройки и девяностых. Сами поступали или не поступали в институты, сдавая экзамены, и, получив фундаментальное высшее образование, сами устраивались на работу, часто не по профилю, а туда, где берут и где платят, - секретарями, менеджерами по продажам, сисадминами, бухгалтерами или эйчарами. И снова учились, потому что рынок труда круто менялся и теоретики больше никому не были нужны. На формирование наших ориентиров повлияла резкая смена политических режимов, открытие границ, появление информации о наркотиках и СПИДе.

Поколение Х называют "странниками", ставящими под сомнение прежние авторитеты и ищущими в жизни свой путь. Их ценности - карьера и материальное благосостояние. Они индивидуалистичны и с иронией воспринимают любые общественные лозунги, при этом готовы много работать, гиперответственны и целеустремлённы. Многих из них можно назвать даже пробивными. В отличие от своих предшественников и последователей, они скорее пессимистичны, иногда даже депрессивны. Сейчас представителей поколения Х много среди предпринимателей, руководителей высшего и среднего звена и специалистов разного уровня. Они ценят личное пространство, любят самостоятельность в работе, а мелочный контроль их нервирует.

Поколение наших родителей (1943-1963 г. р.) - "весеннее" поколение. Их сформировала победа в Великой Отечественной войне, послевоенный подъём и развитие страны, образ СССР как супердержавы, первые полёты в космос. Эти люди в основной массе оптимисты и идеалисты, преданные члены команды, готовые к самоотдаче в интересах общего дела, часто - трудоголики. Несмотря на возраст, эти бабушки и дедушки нынешних школьников молоды в душе, интересуются новым, любят учиться. Даже если новое знание не имеет практической пользы, оно интересно и ценно для них само по себе. Они могут, скажем, начать заниматься масляной живописью, или осваивать скандинавскую ходьбу, или увлекаться изучением иностранного языка. Всё новое, в том числе и гаджеты, они тоже воспринимают с оптимизмом и с удовольствием отправляют друг другу смешные картинки и видео в мессенджерах.

А вот следующее за нами поколение Y (1985-2003 г. р.) родилось в "осенний" период разрушения старой системы, крушения советских ценностей и идеалов, за которым пришла либеральная вседозволенность. Это было бурное, тревожное время, когда родителям "игреков" приходилось выживать с пониманием, что государство не защитит. Политические дебаты, невыплаты зарплат, забастовки, "челноки", разгул преступности, снижение рождаемости, разрушение советской системы образования и начало многочисленных экспериментов и реформ - всё это лихие девяностые. В данный период рождаются "герои" (именно так в теории поколений называют детей "осенних" эпох), похожие на поколение, родившееся в начале века. Их задача - выделить ценные зёрна, и, пережив кризис "зимы" и достигнув зрелости к следующей "весенней" эпохе, посеять их, чтобы в будущем они принесли свои плоды человечеству.

Сейчас представители поколения Y учатся в университетах и приходят на предприятия в качестве молодых специалистов. Наиболее талантливые из них создают яркие, успешные бизнес-проекты. Работодатели часто жалуются, что с молодым поколением трудно работать. Слово "хочу" для них значит очень много, а слово "надо" им часто непонятно - "Кому надо?" Они очень свободны, не терпят иерархии и стремятся общаться с руководством на равных. Они хотят работать в комфортных условиях, с наушниками в ушах, полулёжа, переписываясь параллельно с десятком друзей в социальных сетях и мессенджерах и не напрягаясь. Им не нравится, когда всё слишком серьёзно. Надо, чтобы весело. И интересно. И неформально. Чтобы работа была похожа на игру. Они активны и мобильны, многим интересуются, часто ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом. Разнообразие эмоционального опыта необходимо им как воздух, поэтому многие "игреки", не задумываясь, увольняются с работы, как только она перестаёт их интересовать. Вместе с тем они прагматичны и ни за что не будут делать какую-то работу, прикладывать усилия, если не понимают, зачем, что им это даст. Поэтому работодатели бьют тревогу: молодыми сотрудниками трудно управлять! Они не любят долгосрочных целей, лояльность к компаниям у них невысока, на них сложно положиться, интересам дела они часто предпочитают личные интересы. Также они нетерпеливы, не любят ждать и могут уволиться в любой момент, даже в середине проекта. Некоторые работодатели пытаются организовать для них креативное офисное пространство, корпоративный спорт, свободный график, адаптируют к их интересам миссию и ценности компании, переводят бизнес-процессы и интерфейсы корпоративных программ в игровой формат, но и эти меры, требующие дополнительных организационных и финансовых вложений, часто не помогают сделать сотрудничество с "игреками" более стабильным и управляемым.


А пока руководители и эйчары ломают голову, как привлекать и удерживать "игреков", подрастает новое поколение - Z. Они родились в цифровую эпоху и в гаджетах разбираются лучше, чем в человеческих эмоциях. Многие из них растут в условиях гиперопеки, посещали или посещают множество развивающих занятий и пресыщены организованными развлечениями. Редко кто с пелёнок не посещал курсы раннего развития. Их дни рождения обычно отмечаются в развлекательных центрах или кафе с приглашением специально обученных аниматоров; идея и сценарий праздника прорабатываются заранее, ведь надо удивить именинника и его гостей. А удивить их очень трудно! Ведь развлечений они повидали, пожалуй, больше, чем их бабушки-дедушки. Их детство так не похоже на детство их родителей, да и мир за последние 20-30 лет сильно изменился. Между тем они видят мир, организованный и оборудованный по большей части специально для них ("развивашки", садики, детские комнаты в торговом центре, детское кресло в мамином автомобиле с вечно включенным "Детским радио"). А в руках, конечно, неизменный гаджет с мультиком или игрой, по экрану которого малыш ловко водит пальчиком, - чтобы было нескучно по дороге из садика на "развивашки". И почему-то именно с появлением этого поколения всё чаще стали употребляться неслыханные ранее термины СДВГ и синдром Аспергера…

Поскольку поколение Z - это пока ещё дети, на вопросы о том, какими они будут в зрелости и что будет представлять собой общество, в котором это довольно многочисленное по сравнению с предыдущим, а, возможно, и с последующим, поколение будет играть ключевую, самую активную роль, теория поколений даёт пока очень размытые ответы. Говорится, что оно будет тихим и интровертированным, подобно "молчаливому" поколению их прапрадедов, рождённых в эпоху сталинских репрессий. Предполагается, что они, как и подобает "художникам", интересуясь более внутренними переживаниями, чем внешними событиями, будут развивать науку и культуру, а не заниматься политическими и социальными реформами, а общество вступит в стабильную "летнюю" фазу. Эти люди станут проводить больше времени в семье, чем в различных "коллективах", будут более умелыми в бытовом плане, например, научатся хорошо готовить благодаря доступности роликов с кулинарными рецептами.
 Ответить | Пожаловаться | Получить ссылку | Показать ответы в виде списка | Развернуть ответы
© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности