Гость
| Роман Фишман | 05.06.2018 в 15:52 В России возобновили процесс разработки одноступенчатой ракеты-носителя многоразового использования КОРОНА - разработка российских военных сможет самостоятельно взлетать с Земли и возвращаться на планету, садясь вертикально.
До сих пор ракеты-носители остаются многоступенчатыми и одноразовыми: невероятно сложная и дорогостоящая система используется считаные минуты, после чего выбрасывается.
Конечно, в идеале всем хотелось бы иметь надежную одноступенчатую "машину", которая не требует сборки, а прибывает на космодром, заправляется и запускается. А потом возвращается и стартует еще раз - и еще…
КОРОНА должна стать роботизированной и получить интеллектуальное программное обеспечение для системы управления. ПО сможет обновляться прямо в полете, а в нештатной ситуации автоматически "откатываться" к резервной стабильной версии.
Лишь в последние десятилетия появились композиты и технологии работы с ними, которые позволяют сделать носитель одноступенчатым и притом многоразовым.
Задачей заинтересовались в российском ГРЦ Макеева. Проект КОРОНА ("Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель [космических] аппаратов") пережил заметную эволюцию, и промежуточные варианты показывают, как все более простыми и совершенными становились конструкция и компоновка. Постепенно разработчики отказались от сложных элементов - таких как крылья или внешние топливные баки - и пришли к пониманию того, что основным материалом корпуса должен стать именно углепластик.
В последней версии проекта КОРОНА стартовая масса приближается к 300 т. Такая большая одноступенчатая ракета требует использования высокоэффективного жидкостного реактивного двигателя, работающего на водороде и кислороде. В отличие от двигателей на отдельных ступенях, такой ЖРД должен "уметь" работать в очень разных условиях и на разных высотах, включая взлет и полет за пределами атмосферы
При полете в атмосфере углепластиковую силовую конструкцию КОРОНы будут покрывать теплозащитные плитки, разработанные еще для "Буранов" и с тех пор заметно усовершенствованные.
Углепластиковая ракета ожидает лишь масштабного старта, конструкторы готовы уже через шесть лет начать летные испытания, а через семь-восемь - приступить к опытной эксплуатации первых ракет.
Более того, наличие на ракете двигателей маневрирования, средств сближения и стыковки позволяет рассчитывать и на сложные многопусковые схемы выведения. Потратив топливо не на посадку, а на довыведение полезной нагрузки, КОРОНА состыкуется со второй, "танкерной", которая заправит ее баки дополнительным горючим, необходимым для возвращения.
|