Гость
| Владимир Терещенко | 04.12.23 в 16:46 Война - испытание на прочность систем государства. Насколько они развиты, современны, способны к запредельным нагрузкам? ВОВ проверила их жестоким образом, и большинство государственных систем себя оправдали. Одной из таких систем оказалось образование, в частности, система подготовки кадров и освоения полученного опыта.
Поражения первых месяцев войны вынудило Генштаб обобщить причины неудач и начать искать пути к победе. По указанию Ставки ВГК начальник Генерального штаба Красной армии директивой от 27 июля 1941 г. потребовал, чтобы "все материалы, связанные с опытом текущей войны, выявляющие боевой опыт наших войск и новые боевые приемы войск противника, выводы и предложения по организации, ведению и обеспечению боя и операции и по управлению войсками незамедлительно направлялись в Оперативное управление Генштаба". Большое значение для повышения эффективности действий войск имели директивные письма Ставки ВГК № 1, 2, 317, директивы Ставки и Генштаба: "О борьбе с танковыми и моторизованными частями противника", "Об обеспечении стыков частей, соединений, армий и фронтов при ведении оборонительных действий", "О порядке овладения опорными пунктами противника в ходе наступления наших войск", "О приспособлении к обороне населенных пунктов", "О тактике борьбы с опорными пунктами противника" и другие. Важное место заняли приказы и директивы, обобщающие опыт применения родов войск: "Указания по организации артиллерийской обороны", "О недооценке инженерной службы и правильном использовании инженерных войск и средств", "Об улучшении работы связи в Красной армии", "Об изучении общевойсковыми командирами артиллерии и правильном ее использовании в бою", а также о боевом применении танковых войск, авиации и другие. Опыт борьбы с вражескими танками, главной ударной силой врага в первом периоде Великой Отечественной войны, был обобщен в "Инструкции по противотанковой обороне", изданной Генеральным штабом осенью 1942 г.
Событием огромного значения в деле внедрения боевого опыта в практику войск стало введение в действие в ноябре 1942 г. нового "Боевого устава пехоты". Во второй половине 1942 г. система накопления и обобщения информации по боевому опыту достигла такого уровня развития, что уже позволяла перейти к новым формам реализации результатов этой работы, из которых основной стало издание "Сборника материалов по изучению опыта войны".
Эффективным способом доведения результатов обобщения боевого опыта являлись публикации в журналах "Военная мысль", "Военный вестник", газете "Красная звезда" и других периодических изданиях. Самым оперативным изданием считалась "Красная звезда", которая во время войны выходила тиражом 300 тыс. экзем
До конца войны Ставка требовала от всех воинских подразделений изучать боевой опыт на постоянной основе, а не от случая к случаю. В приказе Верховного главнокомандующего № 16 в феврале 1944 г. говорилось: "Необходимо, чтобы боевой опыт и достижения передовых частей и соединений Красной армии стали достоянием всех наших войск, чтобы вся Красная армия, все ее бойцы и офицеры научились бить врага по всем правилам современной военной науки".
Разбор проведенных операций и боев считался одной из самых эффективных и быстрых форм доведения опыта войны до войск, поэтому в целях внедрения его в практику и использования с максимальной пользой Генштаб в приложении к своей инструкции дал примерный план - методику проведения разбора. Она обсуждалась на совещаниях, доводилась через официальные издания Генштаба, через журнал "Военная мысль". В мае 1944 г. была издана специальная директива, в которой командующим войсками фронтов приказывалось организовать разборы наиболее характерных операций и боев, проведенных зимой и весной 1943-1944 гг., в целях устранения недостатков в организации последующих боевых действий. Материалы фронтовых разборов представлялись в Генеральный штаб.
Так, в соответствии с директивой Генерального штаба от 22 апреля 1944 г. "в целях проверки выполнения войсками приказа НКО 1942 г. № 306 и изучения опыта построения боевых порядков войск при наступлении" всем фронтам предлагалось доложить, "как строились боевые порядки в наиболее характерных операциях… в том числе при пониженной укомплектованности войск"
К 1945 г. ежемесячный объем работы офицеров Управления по использованию опыта войны, связанный с ее технической обработкой и подготовкой к изданию, составлял в среднем 31,5 печатных листа текста (более 500 маш. л.) и 150 схем. Весь этот материал обобщался и излагался позже в уставных документах, наставлениях, инструкциях, сборниках материалов.
Не менее впечатляющей была работа по обучению новым методам бойцов "низового уровня".
Методики обучения подрывному делу, методики подготовки снайперов, саперов, партизан, сандружинниц, зенитчиков, танкистов, пехотинцев - для каждой боевой специальности с детальным скрупулезным описанием всех возможных боевых ситуаций. Вот некоторые из них:
Руководство для ротных санитаров
В тех случаях, когда ротному санитару приходится приближаться к раненному, делая перебежки, он предварительно намечает путь движения и укрытые пункты остановок для передышки. Быстро вскочив с земли и добежав до пункта остановки (в среднем 20-40 шагов до каждого пункта остановки в зависимости от местности и огня противника), ротный санитар должен с бега лечь и отползти несколько в сторону. При перебежке он должен держать оружие (карабин, автомат) в правой руке.
Указания по организации и действию штурмовых групп и групп разграждения (от 2.05.1944г)
6.Получив задачу, командир штурмовой группы устанавливает простые сигналы внутри группы и со средствами усиления
7.В устном приказе на местности командир штурмовой группы указывает:
А) единые ориентиры
Б) время и место занятия исходного положения штурмовой группой
В) какие огневые средства и по какой амбразуре ДОТ/ДЗОТ будут вести огонь в их огневой позиции
Г) в каком порядке будет производится атака и подрыв ДОТ
Д) задача орудий, противотанковых ружей, пулеметов, саперов
Е) сигналы для управления
Ж) порядок питания боеприпасами и вынос раненых
З) свое место и место заместителей.
ППШ в рукопашном бою, 1943 г.
Пистолет-пулемет в рукопашном бою в руках умелого автоматчика может послужить и холодным оружием. В ночном бою, когда стрелять по тем или иным причинам не представляется возможным, или израсходованы все патроны, или если просто выгодней уничтожить врага в рукопашной схватке, используй пистолет-пулемет. Бей врага прикладом, не давая ему опомниться. Вскочив в окоп, немедленно вступай в схватку. Помни: в узких местах окопа, имея короткое оружие, ты хозяин положения: противник с винтовкой скован в движении, ему труднее повернуться, труднее парировать удар.
Памятка партизана 1942 г. Как устроить поджог спичками
Способ первый. Возьми две коробки спичек и насыпь их в кусок марли или обыкновенную тряпку. Продырявь ее в нескольких местах для доступа воздуха. Тряпку слегка пропитай каким-нибудь маслом. Вложи внутрь спичечной кучки пеньковый фитиль. Для расчета длины фитиля знай, что он горит со скоростью 1-2 см в минуту. Рядом с зажигательным зарядом положи кусок тряпки или пакли, пропитанной маслом, чтобы усилить огонь. Подожги фитиль, он горит тлея, без пламени, и уходи. Пожар произойдет в твое отсутствие.
Способ второй. Положи спички в коробку с мастикой или с кремом для обуви. Присоедини к спичкам фитиль. Перед употреблением проверь, хорошо ли горят эти составы, поджигая их в небольших количествах.
Все тщательно прописанные действия имели силу реального опыта, где каждая мелочь может спасти жизнь или ее погубить. Они несли на себе печать: "Перед употреблением проверено!"
На этом фоне германское "обобщение опыта" выглядело довольно странно. Их инструкции требовали более тщательного… выполнения инструкций, написанных накануне войны.
-Вести постоянную борьбу особенно ответственным командирам с беспечностью, выражающейся продвижением вперед толпой, в легкомысленном продвижении через просматриваемые участки местности, недостаточной маскировке, шуме, производимом техническим имуществом, громких разговорах.
-Обучение стрельбе через голову своих войск и через промежутки. С фронта поступают жалобы, что этим навыком больше просто никто не владеет.
-Преодолеть ленность в рытье окопов. В ходе войны она приводит к большим потерям. В то время, как русские основательно окапываются, если не атакуют, немецкий пехотинец ожидает это только тогда, когда рвутся снаряды.
-Освоить чтение несовершенных карт, ориентировка по компасу, солнцу, луне и звездам.
-Придавать большое значение управлению огнем стрелковой роты, объединению стрелков, задействованию снайперов, соединение минометного огня с винтовочным и пулеметным, составление планов огня, простых схем огня.
-Офицер и младший командир должен уметь управляться со всеми видами вооружения своего рода войск.
-Воспитывать командиров так, чтобы они считали своим долгом как можно чаще лично составлять себе представление об обстановке. Необходимо бороться с тенденцией докладывать о любом противнике как о сильном, представлять разведывательные атаки отдельных рот против участка дивизии как отраженную атаку. Если какой-то населенный пункт занят без боя, следует докладывать, что он был не "захвачен", а "занят".
Известен и такой факт германской "учебы". Первые обморожения были зафиксированы на Ленинградском фронте в октябре 1941 года. В декабре "блокадные медики" передали фронту новую разработку мази от обморожения, очень эффективное средство. Немцы стали лечить прижиганием, тоже эффективно увеличивая летальные исходы среди раненных. Так до конца войны ничего лучшего и не придумали.
Вспоминаются две замечательные "германские фразы", одна из художественного произведения, другая от признанного военного гения.
"Только дураки учатся на своих ошибках" (Ангелика Бюхер, "Щит и меч").
"Причина поражения 6-й армии под Сталинградом - русские освоили наши методы ведения войны". (Генерал фельдмаршал Эрих фон Манштейн).
|