Гость
| Макс Кириченко | 22.07.21 в 16:00 Эротические переживания возникают в нашей жизни задолго до сексуальных.
Когда о любви говорят языком кино, часто показывают ситуации, в которых нет перехода от социальной дистанции к близкой. Внезапно вспыхивающая страсть более зрелищна, более эротична и соблазнительна для зрителя, чем долгий путь сближения. Но страсть - это аффект, захваченные им люди теряют себя.
В массовой культуре такой формат отношений считается идеалом. Но этот идеал не подразумевает собственно отношений: связи между двумя личностями, в которой есть место взаимному интересу. Поэтому в реальной жизни после утоления страсти эти двое, которые только что сплетались в объятиях, испытывают неловкость, стыд, печаль, недовольство собой, желание уйти и поскорей забыть все случившееся - не всегда, конечно, но гораздо чаще, чем в кино.
Отношения между двумя взрослыми людьми не возникают сразу в готовом виде и, как правило, не сразу становятся сексуальными. Они развиваются постепенно - и это развитие очень похоже на этапы взросления человека.
Сексуальность, интимность и эротичность - не одно и то же. Эротическое в нашей жизни появляется задолго до сексуального. И только по мере взросления ребенка в его жизни возникнет сексуальность, которая связана с областью гениталий. А сначала появляется творчество, самовыражение, удовольствие от контакта ребенка с матерью и с самим собой - и все это не имеет отношения к сексу и сексуальности.
С первым эротическим переживанием ребенок встречается в возрасте от 3 месяцев до 1,5 лет, пока длится оральная стадия. Первое удовольствие мы получаем от контакта нашего рта с грудью матери и переживаем этот контакт всем телом. Посмотрите, как ребенок сосет молоко: видно, что в этом процессе участвует все его тело целиком, волны удовольствия идут по всему телу. Рот - это наша первая эрогенная зона, но это не имеет никакого отношения к сексу.
Первая потребность ребенка - это потребность в насыщении, в утолении голода. Следом за ней появляется потребность установить зрительный контакт с матерью. Даже когда ребенок еще не может сфокусировать взгляд, у него есть потребность в том, чтобы мать на него смотрела.
Младенец живет двумя эмоциями: удовольствием и неудовольствием
Что происходит потом? Мать поглаживает ребенка, делает ему массаж, тетешкается с ним - у них происходит много контакта на физическом и психосоматическом уровне. И ребенок узнает, что кроме рта есть другие области, прикосновения к которым приносят ему удовольствие.
Младенец живет двумя эмоциями: удовольствием и неудовольствием. Удовольствие эволюционно означает, что потребности удовлетворяются и он выживает. А неудовольствие означает, что потребность не удовлетворена и появляется угроза для выживания.
Когда мать гладит ребенка, он узнает, что у него есть тело, он ощущает всей кожей ее прикосновения, реагирует на них. Устанавливая зрительный контакт с матерью, ребенок узнает, что контакт, даже не насыщающий физически, может приносить удовольствие, напитывать другим образом - ощущением близости, тепла, ощущением, что кто-то есть рядом с тобой.
В этот момент мать делает важную вещь - она помогает ребенку снимать напряжение через кожу. И этот момент снятия напряжения для нас связан с удовольствием, это и есть эротика: переживание удовольствия от близости другого. Позже ребенок интроецирует это переживание - он научится получать удовольствие от своего тела, мышечной активности, прикосновения к себе.
Еще позже он начнет получать удовольствие от социальных контактов, занятий творчеством. И только в подростковом возрасте, когда у него появятся сексуальные потребности, эротические переживания сольются с сексуальными.
Во взрослом возрасте, когда мы приближаемся друг к другу, мы снова проходим все эти стадии (хотя и не обязательно в том же порядке) - встречаемся, смотрим друг на друга, понимаем, что контакт с этим человеком нам приятен, его общество доставляет нам удовольствие.
Все наши переживания окрашены первичным делением на удовольствие и неудовольствие, но у взрослых гораздо больше эмоций и мы, в отличие от детей, можем принимать решения, как обращаться со своими чувствами. В частности, мы выбираем, хотим ли мы оставить приятный нам контакт только дружеским или хотим сделать его сексуальным.
Мы идем через прикосновения, которые нам нравятся, затем переходим к поглаживаниям (как физическим, так и словесным: мы делаем комплименты нашему избраннику или избраннице). Мы можем остановиться на этой стадии или пойти дальше - и тогда происходит эротически заряженный оральный контакт: мы целуемся, буквально пробуя другого на вкус.
Когда сердечность и сексуальность соединяются, получаются крепкие объятия
Что происходит, когда мы обнимаем другого? Телесноориентированные психологи считают, что руки связаны с грудной клеткой, а ладони - с сердцем. Касаясь другого ладонями, мы выражаем свою сердечность. Когда нам нравится кто-то, нам хочется прижать его к своему сердцу.
В отношениях иногда сердечность предшествует сексуальности, иногда наоборот. Если раньше появляется сексуальность, то происходит то, о чем мы говорили выше: двое снимают напряжение в области таза.
Если сердечность предшествует сексуальности, то сначала происходит контакт интимный, но не сексуализированный, а потом он постепенно развивается в сторону сексуальности. Когда сердечность и сексуальность соединяются, получаются крепкие объятия: двое телесно соприкасаются и в области грудной клетки, и в области таза.
Непосредственный переход к сексу происходит у всех по-разному. Чаще всего вначале двое обнимаются, а потом эти же руки, которые участвуют в объятии, прикасаются к другому в области живота, спины, таза. Происходит одновременно узнавание другого и узнавание своего тела в прикосновениях другого. И контакт постепенно переходит в сексуальный. При этом в зрелых отношениях дружеская симпатия не исчезает в сексуальности, а развивается в ней.
|