Гость
| завуч | 28.11.20 в 09:32 На днях умер легендарный учитель-новатор Виктор Федорович Шаталов, на 94-м году жизни - советский, российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Ветеран Великой Отечественной Войны. Член Союза писателей Донецкой народной Республики".
Ему было больше всех надо.
Имя Виктора Шаталова гремело по всему Советскому Союзу в 1970-1980-х годах. Когда Центральное телевидение демонстрировало встречу с учителем в концертной студии Останкино, у экранов собирались и преподаватели, и родители школьников, мечтавшие получить ответ на вопрос, как превратить двоечников и троечников в отличников.
Система Шаталова вызывала немалое раздражение у чиновников от образования и у многих коллег, считавших, что новатор попирает законы педагогики, и объявлявших его нововведения "шарлатанством". Но учитель из Донецка продолжал гнуть свою линию, приводя оппонентов в отчаяние достигнутыми результатами.
Вернувшись в родной город после службы в армии (1945-1951), он поступил в педагогический институт, после окончания которого стал школьным учителем математики.
Начальство его не жаловало за твердость характера и прямоту, с которой он говорил все, что думает, прямо в глаза. Поэтому учителю Шаталову отдавали для преподавания классы, где в основном были сосредоточены те, от кого больших свершений не ждали - записные двоечники и троечники.
Шаталов, однако, полагал, что проблема не в детях, а в том, как им преподносят предметы. Шаг за шагом, год за годом он оттачивал свою уникальную методику. И коллеги с удивлением смотрели на то, как вчерашние лентяи и хулиганы в кратчайшие сроки превращаются в успешных учеников.
"Учиться победно!" - такой суворовский девиз в педагогике выработал для себя Шаталов.
3 ноября 1971 года в "Комсомольской правде" вышла статья Симона Соловейчика "Метод Шаталова", с которой и началась всесоюзная известность учителя. Он переворачивал давно сложившиеся принципы взаимоотношений между учениками и учителем, менял представление о том, как нужно объяснять материал и как оценивать знания.
Его система эффективного обучения была выстроена по четкому алгоритму:
- Развернутое объяснение учителя
- Сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам.
- Изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов).
- Работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
- Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
- Ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
Шаталов предлагал изучать материал не по мелким деталям, а укрупненными блоками. По его мнению, ученику гораздо проще усвоить общую картину изучаемого, а не ее фрагменты. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. Все второстепенное остается в стороне, ученики получают главные опорные знания.
Педагог излагает материал в классе, затем повторяет его, фиксируя внимание на опорных плакатах. Шаталов настаивал - во время объяснения учителя никаких записей ученики делать не должны, в этот момент важнее понимание. А далее, изучив тему с опорными сигналами, ученик, опираясь на них, сам излагает тему у доски. Первому сложнее, второму, слышавшему объяснение товарища, легче, и так далее.
Для обучения по такой системе необходимы оригинальные дидактические средства и пособия, и Шаталов создавал их.
Педагог опирался на приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими.
Приемы игры, отсутствие принуждения и страха, отсутствие "двоек" и "троек" - методика Шаталова была вызовом общепринятым канонам, настоящим "бунтом на корабле".
Учитель создавал такую атмосферу, что каждый его ученик старался достичь наивысшего и единственного показателя, который признавал Шаталов - оценки "пять".
Три главных принципа системы Шаталова:
а) принцип успеха и оптимизма;
б) принцип бесконфликтности;
в) принцип целостности (блочное, опережающее обучение в быстром темпе).
В 1970 году учителю дали 8-й класс, написавший контрольную работу по математике со средней оценкой "2". То есть Шаталову предложили ликвидировать устроенную коллегами педагогическую катастрофу.
Следующие семь месяцев экспериментальный класс учился по пять дней в неделю, с ежедневными уроками физкультуры, при общей 30-часовй недельной занятости в школе. То есть никаких перегрузок, никаких дополнительных занятий Шаталов не проводил.
После окончания этого периода педагог предложил проверяющим выдать его ученикам задания по математике и физике... для поступающих в вузы. При этом каждому из школьников для чистоты эксперимента выдавался конверт с индивидуальным заданием.
Итог - средняя оценка по классу "4,8".
Впоследствии все ученики этого класса поступили в вузы, причем большинство из них и там учились на "отлично".
Когда о системе Шаталова стало широко известно, в Донецк потянулись те, кто хотел перенять его метод. Оппоненты, правда, не унимались, предлагая для проверки все новые и новые коллективы.
И тогда Шаталов устроил маловерам поистине сокрушительный нокаут. Он взял учеников из... колонии для малолетних преступников и проработал с ними в общей сложности три с половиной часа. За это время юные нарушители закона на "отлично" усвоили годичный курс геометрии.
64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта - таков результат работы учителя Шаталова. Это только те, о которых точно известно. В реальности людей, которым он действительно дал "путевку в жизнь", сотни и тысячи.
Но официальная школа его так и не признала. Шаталова обвиняли в том, что он не развивает творческую сторону учеников, что его система подходит только для изначально слабых школьников, а талантливым она ничего не дает.
И уж совсем злило оппонентов то, что новатор доказывал - школьный курс вполне реально уместить в 8-9 лет обучения, а не в 10-11 и тем более 12. Шаталову говорили: раз положено учить 10 лет, то и нечего тут нарушать. Учитель пожимал плечами и в освободившееся время преподавал ученикам... вузовскую программу.
"Я всего себя отдавал детям", - говорил Шаталов, и в этом, кажется, заключается главная проблема, почему чиновники отказывались принять его систему на вооружение. Согласно ей, учитель должен работать не рутинно, а интенсивно, посвящая себя ученикам, находя с ними контакт. А много ли таких энтузиастов было в советской школе, не говоря уже о постсоветской?
Ученики Шаталова продолжили его дело, но, как бы это сказать помягче, полуподпольно.
Шаталов никуда из родного Донецка не уехал, пока были силы, продолжал работать, обучая своей системе новые поколения педагогов. К нему приезжали и из-за рубежа, например из Китая. В КНР обучение по системе Шаталова популярно и сейчас.
Когда в 2014 году началась война, учитель поддержал жителей Донбасса, стал гражданином ДНР.
В последние годы Шаталов тяжело болел, да и возраст давал о себе знать. Но в июне 2020 года он принимал парад. Такие мероприятия в городах Донбасса в честь 75-летия Победы проводили для всех ветеранов войны.
Перед Шаталовым торжественным маршем прошли курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища с государственным флагом ДНР и Знаменем Победы. В знак уважения и глубокого почтения ветерану торжественно вручили благодарственные письма Главы ДНР Дениса Пушилина и общественного движения "Донецкая Республика".
Своей жизнью он заслужил куда больших почестей и от России, и от Украины, и от других стран постсоветского пространства. Но сам Виктор Шаталов за почестями никогда не гнался.
Он прожил свою жизнь, неся людям свет знаний.
Его книги и видеоуроки доступны бесплатно в сети.
|