Гость
| Игумен | 25.07.19 в 11:40 Нам хочется, чтобы жизнь вокруг нас была наполнена любовью. Ведь где любовь - там и тепло, там и радость, там и мир, там нет очень многого из того, что причиняет нам боль и нашу жизнь отравляет. Любовь предполагает в самых различных ситуациях отказ от чего-то, чего мы хотим и даже что нам необходимо. Это становится возможным тогда, когда у нас появляется навык думать о другом человеке - о том, что нужно в этих обстоятельствах прежде всего ему, а не нам самим. А еще у нас должен быть навык в какие-то моменты забывать о себе и всё внимание, силы направлять на нужду другого.
Потому необходима смелость, чтобы любить. Потому что любить на самом деле страшно. Если мы внимательно и честно посмотрим в свое сердце и постараемся понять, что нас останавливает, что не дает идти путем любви, то обнаружим, что чаще всего это именно страх.
Есть такое устоявшееся выражение - "зона комфорта". Это привычная для человека обстановка, привычка поступать определенным образом, привычное чувствование себя и мира.
На самом деле эта "зона комфорта" может быть очень некомфортной, в ней может быть неудобно жить, но человеку не хочется ничего менять, потому что идти накатанным путем ему проще.
А любить - это всегда жить в чем-то не так, как ты привык. Любить - значит впустить в свою жизнь кого-то, кто эту жизнь изменит, и мы не можем предугадать, как.
И не только что-то, но и кого-то - других людей, каждый из которых - живая, меняющаяся, неповторимая вселенная. Решение - от любви отгородиться - каждый принимает сам.
Боязнь, что привычная жизнь изменится, - первая причина, почему любить страшно. Еще одна причина - страх быть отвергнутым. В любви человек идет навстречу другому человеку - и никто не может гарантировать, что движение будет взаимным, как и любовь.
Эти сомнения и оттого еще, что человек порой с одной главной мыслью: а получу ли я тот ответ, на который рассчитываю? И бывает, что человек и не стал еще толком близким, а может быть, и вовсе не знаком, а личные отношения у него уже есть - и для него они полностью состоят из его претензий. Наша "любовь" к ним практически на сто процентов состоит из представлений о том, как они должны любить нас. А какое-либо несоответствие этим представлениям мы называем отвержением.
Но это не отвержение на самом деле - это признак того, что мы любви не испытываем и не знаем, что она есть такое. И только поборов свой страх "прогадать", не получить какой-то выгоды или даже не получить вообще ничего, а только отдать, мы можем это узнать.
Еще одна причина страха перед любовью - это необходимость открываться другому таким, каков ты есть. Человеку с внутренними сложностями, внутренней неправдой, противоречиями это бывает очень и очень трудно.
Нужно учиться открываться искренне сначала хотя бы самому себе. Многие ли из нас готовы заглянуть в свое сердце глубоко и беспристрастно и разглядеть, что там есть?
А разглядев, не отшатнуться, не испугаться, а начать предпринимать усилия, чтобы изжить в себе то изломанное, искаженное, больное, из-за чего нам не хотелось даже в свое сердце заглядывать.
К сожалению, решаются на это немногие - гораздо чаще люди выбирают жить не по-настоящему, закрываясь от себя, заполняя свою жизнь чем-то, что их от этой встречи с самими собой отвлечет. Но любить, живя поверхностной, ненастоящей жизнью, невозможно. В течение какого-то времени это может человеку удаваться, но любовь при этом будет деградировать и в конце концов просто умрет. Ведь тот, другой, человек опять-таки может любить только человека не выдуманного, не сыгранного, не слепленного, а живого.
В любви всегда раскрывается глубина обоих любящих людей, а если ее нет, и непонятно даже, что это такое, то это не любовь, а что-то другое - либо зависимость, либо необходимость, либо увлеченность.
Почему еще любить страшно? Потому что любовь предполагает ответственность за того, кого ты любишь. Причем ответственность не только за человека - ответственность и перед человеком.
Прежде можно было сказать: "Почему я должен в своих поступках сообразовываться с тем, что думает и чувствует кто-то другой?". А полюбив, мы так сказать уже не можем. Это добровольное принятие уз любви - уз совершенно особых.
А помимо ответственности, есть еще одна очень важная вещь. Преподобный Силуан Афонский говорит, что чем больше любовь, тем больше страдание.
И вроде бы непонятно: разве любовь должна приводить нас к страданию? Сама по себе любовь дает человеку счастье. А к страданию нас приводит та жизнь, которая окружает нас, когда мы смотрим на нее глазами любви.
То, что человек решается любить, означает, что он решается переживать внутри себя всё, что связано с любимыми, - и, может быть, даже глубже и сильнее, чем переживают это они сами.
Ребенок беспечно шлепает по лужам, а любящее материнское сердце неспокойно: не простудится, не заболеет ли? Ребенок пропал куда-то, его нет дома лишний час - и материнское сердце разрывается, рисует себе картины одна ужаснее другой и с болью взывает к Богу.
Можно без преувеличения сказать, что жизнь человека любящего обретает много различных граней страдания, которые могли бы остаться ему неведомыми.
И, наконец, нужно сказать, что любить страшно потому, что, живя в любви, мы в какой-то момент не сможем не пожертвовать собой. И каждый раз, когда мы видим совершенную Любовь, пригвожденную ко Кресту, нам нужно отдавать себе отчет, какая от нас может потребоваться жертва.
Без любви нет нравственного выбора, а без нравственного выбора нет человека
Чтобы обрести смелость любить, нужно простое и ясное понимание: любовь человеку необходима. Она нужна как воздух, как вода - без нее человек духовно иссушается, задыхается и умирает.
Любая жизнь без любви - это умирание, и любая жизнь на земле с любовью - это жизнь подлинная.
Без любви нет нравственного выбора, он может обуславливаться только ею, - а без нравственного выбора нет человека, есть только некий биологический уровень существования.
И напротив, когда человек начинает жить не для себя, а для тех, кого он любит, невзирая на все те трудности, которые могут его любви сопутствовать, - это дает ему совершенно удивительное наполнение жизни, иное ее качество, которого он не смог бы получить никакими материальными средствами.
Жизнь становится какой-то безграничной, неисчерпаемой. И это то, что, будучи положенным на другую чашу весов, пересиливает любые страхи.
|