Миасс.info

 
Конференция "Политика"
Конференция Миасса | Политика (тем: 17; ответов: 367)
Регистрация   Имя: Пароль:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
Новый Чудный Мир с точки зрения учителя
Новый Чудный Мир с точки зрения учителя   AleXXX   17-06-2025 09:56

Захотелось порассуждать о том, как, возможно, будет меняться наш мир с развитием искусственного интеллекта и какие вызовы этот новый мир даст системе образования.

Наше образование - почти стопроцентно государственное. Среднее - так точно. Значит ли это, что государство кинуло деньги в топку и забыло? Чтобы школа сама как-нибудь шла? Думаю, нет. Давайте пройдемся по вехам, как менялись задачи школы за последний век... и как они выполнялись.

Двадцатые. Пожар. Безграмотность. Помните "ликбез"? Ликвидация безграмотности. Термин стал нарицательным. Через ликпункты прошло за два десятка лет больше 40 миллионов. Безграмотность победили. Задача выполнена.

Пятидесятые-восьмидесятые. Стране нужны рабочие руки. Качественные. Очень. А потом - инженеры, ученые. Школа ответила уклоном в точные науки. Математика. Физика. Химия. Вырастили целое поколение, которое потом строило ракеты, конструировало атомные станции, создавало щит и меч державы. Уровень - мировой. С советской школы брали пример. Опять - четкое попадание в госзаказ. Кстати, я сам оттуда, закончил школу в 1983. Должен был стать неплохим ученым, даже диссертацию успел защитить. Но всё поменялось.

Девяностые. Лихие. Безвременье. Учителя - нищие. Страна - в позоре. "Мозги" - в оттоке. Школа? Эксперименты. Анархия под флагом "демократии". Каждый выживал как мог. Государственный заказ размылся, распался. Система еле дышала. То есть опять - как государство в метаниях, ужимках и прыжках - так и школа. Считаем, госзаказ выполнен и тут

А сегодня? Что хочет Государство от школы сейчас? Читать-писать умеют все. Массовый выпуск токарей и фрезеровщиков не нужен. Не потому, что заводов нет. Потому что труд изменился до неузнаваемости.

Я сам это видел. Будучи финансовым директором одного крепкого середнячка в провинции, участвовал в его перезагрузке. Вывезли из цеха десятки здоровенных, видавших виды станков - на металлолом. Вкатили два новеньких обрабатывающих центра. Стоимость - под сотню миллионов. Десятки рабочих - за ворота. Оставшиеся - подносили заготовки, уносили детали. Осмысленный труд? Сборка. Да плотники в тарном цеху - ящики колотили под готовую продукцию. А всем этим хозяйством рулил спец, который мог сидеть хоть в кабинете, хоть дома, хоть на пляже в Паттайе.

Конструкторский отдел? Сократили. Пятеро инженеров с софтом сделали больше, чем двадцать прежних. Бухгалтерия - в полтора раза усохла, после того, как я как следует поднастроил для них 1С. Закупки? Остались, но там теперь сидят с языками и знанием таможни. Сбыт? Вырос вдвое. Уходили люди со средним специальным. Оставались - с вышкой или вовсе без корочек. Реальный пример. Типичный, как мне кажется. Знаковый.

Вот на таком фоне - что должна делать школа? Кого растить для завтра?

Ответ, как и раньше, лежит на поверхности. И он цинично прост.

Во-первых, нужны Умники. 3-5%. Не больше. Их ловят олимпиадами. Лелеют. Переводят в спецшколы. Кто сам пробивается - герои. Учат их в МГУ, Вышке, Физтехе, МИФИ, Бауманке, сильных региональных вузах. Это те самые 20-30 тысяч из 700 тысяч выпускников. Баллы ЕГЭ под 300. Или победы в олимпиадах. Будущие конструкторы не вещей, а идей. Мозги нации. Заказ выполняется четко.

Во-вторых, нужны Профессионалы. 20-30%. Инженеры, технологи, педагоги, врачи, офицеры. Их готовят в МАИ, МЭИ, МИСиС, "Керосинке" (РГУ нефти и газа), педвузах, медвузах, некоторых региональных университетах, военных училищах. Прием - 150-200 тысяч. Баллы ЕГЭ - 240+. Такие есть почти везде, в каждой школе - и не по одному. Задача - выполнима.

А остальные? Остальные - это почти полмиллиона. Те, кто не тянет на Умника. И даже на Умника второго сорта… Кто идет в вуз с проходным баллом "лишь бы прошел" (150+), или сразу - куда возьмут. Кто их учит? Чему? Куда они потом? Нужны ли эти вузы? Большой вопрос. Школа их выпускает. Вуз (часто платный и слабый) штампует диплом. А дальше? Каков их путь? В клерки, в торговцы? На "свободная касса" они уже не идут, хотя большего не могут и не умеют, но все же уже стыдятся… Так что им образование иногда даже мешает "свободная касса" кричать. Сидят в офисах, в госконторах, перекладывают бумажки, проводят простейший анализ, если крутые… Каждый год их система образования выплевывает в жизнь полумиллионными порциями.

А дальше - тупик. Потому что на них уже надвигается Цунами. Имя ему - Искусственный Интеллект.

Вот тут мы и подходим к главному перелому. Если раньше "бестолковый" с дипломом мог найти тепленькое местечко клерка, то теперь - эта ниша стремительно исчезает. Исчезает с чудовищным скрежетом. ИИ - не игрушка 2021 года. Это монстр, пожирающий именно ту самую "несложную интеллектуальную работу". Ту самую, ради которой троечники и штурмовали третьесортные вузы.

Забудьте про "офисный планктон" в его классическом виде. Вот армия обреченных:

· Бывшие Клерки: Составители отчетов, шаблонных писем, базовые аналитики данных. Алгоритмы жрут их работу на завтрак. Быстро, дешево, без перекуров.

· "Образованные" Менеджеры низшего звена: Там, где процесс стандартен - ИИ оптимизирует его до состояния "нажми кнопку". Без зарплаты, больничных и претензий.

· Младшие Юристы/Бухгалтеры: Проверка типовых договоров, начисление з/п, рутинная отчетность. Автоматизируется до уровня чайника. ИИ не устает и не ошибается в шаблонах.

· Низший IT-эшелон: Тестировщики рутины, кодеры элементарных скриптов. ИИ генерирует код по описанию задачи за секунды. Лучше, быстрее, без багов (в простом коде)…

Куда им деваться? Судя по скорости, как растет и мужает ИИ - им недолго бумажки перекладывать и ходить курить, на улицу, втупляя в свои смартфоны…

Куда им деваться?

Таким образом выброшенные за борт клерки останутся в куда худшем положении, чем те, кто ушел после 9 класса в колледжи за нормальной работой. Сможет ли условный клерк. Выброшенный в 35-40 лет из конторы заняться профессиональной деятельностью, не требующей Высшего Образования (как-то уже даже смешно это писать с большой буквы)

1. "ремесленники" - это будет закрытый клуб, а не спасение для бывших клерков:

* Опыт - их главный капитал: 18-летний выпускник колледжа, который с 16 лет на практике чинит трубы или собирает щиты, к 25 годам будет непререкаемым авторитетом. Его навыки - это 10 000 часов в грязи, стрессовых ситуациях, общении с "кончеными" клиентами.

* Бывший клерк в 40 лет - не конкурент: Даже если он пройдёт ускоренные курсы сантехника, он будет:

* Медленнее (нет моторной памяти, "чувства металла").

* Дороже (ему нужна зарплата "бывшего офисного", а рынок платит за результат).

* Ненадёжнее (нет связей в ЖЭКах, снабженцев, проверенных напарников).

* Рынок не резиновый: Спрос на сантехников не вырастет в 5 раз из-за армии безработных клерков. Физических поломок больше не станет. Значит, лучшие мастера укрепят позиции, а новички (включая бывших офисных) останутся без заказов или уйдут в "грязную" сегмент (чистка канализаций за копейки).

2. Почему конкурировать с "кастой ремесленников" не получится:

* Гильдейская солидарность: Трубочисты, сварщики, электрики будут жестко контролировать доступ в профессию через:

* Неформальные сети ("сын мастера").

* Искусственное усложнение сертификаций.

* Ценовой сговор против "новых мигрантов" из офисов.

* Клиентский расизм: "Вы кто такой? Мне Иваныча с 30-летним стажем! А вы... бывший менеджер по продажам"

10-15% из самых удачливых станут цифровыми рабами. Не слыхали? Добро пожаловать в Новую Касту. Касту Компьютерных Рабов Нового Чудного мира. Вот их возможное будущее, и оно не просто мрачное - оно выжигающее душу. Возможно, вы даже и не слыхали про такие профессии. И хорошо, но сейчас я порушу ваше благостное состояние духа ))

1. Модерация контента (Content Moderation):

Суть: Люди становятся "мусорщиками цифрового ада", фильтруя то, что ИИ не смог однозначно классифицировать.

Аналогия из прошлого: Работники крематориев или шахтёры на опасных рудниках. Только токсины здесь - психологические.

Типичные задачи: Просмотр запредельного контента:

- Расчленённые тела в зоне войны.

- Детская порнография.

- Пытки животных, акты терроризма, расистские экзекуции.

Принятие решений за ИИ:

- "Это сатира или призыв к насилию?"

- "Девушка в купальнике - это искусство или порно?"

- "Критика власти - это мнение или экстремизм?"

Работа с ненавистью: Чтение тысяч комментариев вроде "Убей [этническая группа], сожги [религия]". Почему это ад: ПТСР гарантирован: Исследования: 50% модераторов получают клиническую депрессию через 6 месяцев.

Алгоритмический надсмотрщик: Таймер на экране отсчитывает секунды на один пост. Задержался - штраф.

Анонимность: Никакой психологической помощи. Подписан NDA ("не разглашай, что видел"). Зарплата: 3-7$ в час.

Для кого это делается: Чтобы соцсети оставались "чистыми" для рекламодателей, а ИИ учился на человеческой боли, которую ему показали люди.

2. Разметка данных (Data Annotation / Data Labeling):

Суть: Люди вручную "объясняют" искусственному интеллекту, как понимать мир.

Аналогия из прошлого: Работницы ткацких фабрик XIX века, вручную заправлявшие нити в станки. Только вместо нитей - данные, вместо станка - ИИ.

Типичные задачи: "Кошечка или собачка?": Просмотр тысяч изображений и отметка квадратиком, где кошка, а где собака. "Злой или добрый?": Чтение текстов (комментарии, отзывы) и присвоение им метки: "гнев", "радость", "спам". "Труба или трещина?": Анализ спутниковых снимков: обвести трубу, отметить трещину в асфальте. "Голос или шум?": Прослушивание аудиозаписей: отметить отрезки, где человек говорит, а где фоновый гул.

Почему это ад: Монотонность: 8-12 часов в день: картинка → клик → картинка → клик. Нормы выработки: 5000 меток за смену. Не успел? Минус из зарплаты. "Оптимизация": Алгоритмы следят за скоростью/точностью. Замедлился - получишь "тренировку" (ещё 500 картинок бесплатно). Зарплата: 2-5$ в час

Итог: Цифровая деменция через год. Мозг отключает креативность. Человек превращается в биоробота. Для кого это делается: Чтобы ИИ-камера в магазине отличала вора от покупателя, ChatGPT знал, что "гора в огне" - это плохо, а не фраза из стихотворения, которое хорошо, а беспилотник не путал ребенка с дорожным конусом.. Этот труд - самоубийственный. Плата - деградация интеллекта до уровня рефлекса. Ты - удобрение для цифрового разума, которое потом выбросят.

3. "Беличье Колесо Переквалификации": Ты пытаешься успеть. Выучил одну "несложную" цифровую специальность (базовый SMM, простенькая аналитика). Через пару лет - ИИ ее освоил и сделал лучше. Ты - снова на курсы. Новая "несложная" специальность. И так по кругу. Гонка без финиша. Каждый виток - старт с нуля, конкуренция с такими же отчаявшимися. Каждый виток - твои знания обесцениваются все быстрее. Плата - вечный стресс, ощущение бесполезности, финансовая пропасть. Ты - цифровая поденщица, вечно догоняющая уходящий поезд.

4. "Человеческий Фасад" (Низкоуровневый сервис): Колл-центры, где твой голос - лишь приманка перед переводом на бота. Кассиры, чье основное умение - улыбаться, пока ИИ сканирует товары. Курьеры, которых гоняет алгоритм. Работа есть? Пока да. Платят? Копейки. Уважают? Нет. Стабильно? До следующего апгрейда системы. Плата - осознание своей полной заменяемости и низкой ценности. Ты - живая заплатка на автоматизированной системе, которую скоро снимут.

Социальный лифт? Нет, социальный крематорий:

Бывший клерк → модератор → пациент психбольницы.

Бывший бухгалтер → разметчик → овощ с туннельным синдромом.

Выход? Только вниз: После 2-3 лет такой работы человек непригоден даже для работы курьером. Только базовый доход + дешёвые наркотики/VR.

Что отвечать детям, которые спрашивают: "Мама, кем я буду?" Если они не гении и не сантехники: "Ты будешь тем, кто кормит ИИ. Как кролик - лису. Не плотью, а своей психикой. Но мы гордимся тобой: ты часть прогресса".

А остальные? Тихо вымирать на пособии.

Это не прогноз. Это уже близкая реальность для миллионов. Это "социальный лифт" в подвал. Это работа, которая не развивает, а калечит. Которая не дает гордости, а отнимает последнее самоуважение. Которая платит ровно столько, чтобы ты не умер, пока нужен. Это и есть Компьютерное Рабство 21 века. Не цепи, но алгоритмы. Не кнут надсмотрщика, но тиканье таймера продуктивности. Не каменоломня, но выжженная пустыня экрана. Готовьтесь - осталось недолго. Пять, десять, пятнадцать лет.

Мне хорошо - мне 58. Есть шанс умереть и этого не увидеть. Ну и работа моя, работа учителя - она вечна. Нас пока не заменят.

В общем, я сейчас попытался показать, что ожидает условного клерка лет через 10. Грустно, но вот это - те самые мои дети, которые вроде неплохо сдали ЕГЭ по моему и другим предметам. Умников там один. "Человечников" - то есть людей с хорошим образованием, которые смогут контачить с другими людьми и именно ЭТО будет их профессией - таких двое-трое. Не полубоги, как умники, но все же вполне приличная жизнь. Ну типа как у меня ))

А остальные, став клерками на простой интеллектуальной работе (надо уметь читать и знать эксель) - пойдут по описанному выше пути. Кем они станут? Пролетариями. Но пролетариями не по Марксу, а по Древнему Риму. Вы же люди образованные, должны знать…

Древний Рим (ценз Сервия Туллия, VI в. до н.э.):

Proletarii (пролетарии) - граждане самого низшего, 6-го имущественного класса.

Их богатство: Только их дети (proles = потомство).

Функция в обществе:

Военная: Служить лёгкой пехотой (за свой счёт) или гребцами. Фактически - "пушечное мясо".

Политическая: Голосовать в народном собрании (их голоса мало что решали, но массами можно было манипулировать).

Демографическая: Поставлять новых граждан-солдат для экспансии Рима.

Их не брали в тяжёлую пехоту (основу легионов) - не могли себе позволить доспехи и оружие. Они были не "производителями", а "производителями детей".

Маркс (XIX век) переосмыслил термин, но сохранил суть бесправия:

Пролетариат - наёмные рабочие, не владеющие средствами производства.

Их богатство: Только их рабочая сила (способность трудиться).

Функция: Продавать свою рабочую силу капиталисту для создания прибавочной стоимости (эксплуатироваться).

Потенциал: Маркс видел в них могильщика капитализма - сплочённый революционный класс.

Итак, к чему возвращается значение слова пролетариат в нашем сценарии будущего с ИИ?

Их единственное "богатство":

Их биология: Способность быть "биодатчиком" (размечать данные, модератировать контент), "биоинтерфейсом" (улыбаться клиентам, доставлять посылки), "биорепродуктором" (производить новое поколение потребителей/работников).

Их внимание/данные: Потребляемый ими контент (соцсети, стримы, игры) - это сырье для тренировки ИИ и товар для рекламного рынка.

Их функция в обществе ИИ-эпохи:

Цифровые легионеры: Обслуживать ИИ-системы на позициях "разметчика", "модератора", "обработчика исключений" (аналог римской легкой пехоты).

Электоральная масса: Голосовать (или создавать видимость участия) в управляемых "цифровых демократиях", где решения давно просчитаны ИИ элиты.

Демографическая база: Поддерживать численность населения (потребители, источник данных, резерв для низовых работ).

Социальный стабилизатор: Получать "хлеб и зрелища" (базовый доход + дешёвый VR/допинг), чтобы не бунтовать.

Их жесткое отличие от марксовского пролетариата:

Нет "эксплуатации" в классическом смысле: Их труд не создает ключевую прибавочную стоимость - её генерирует ИИ. Они не нужны для производства в его основе.

Нет революционного потенциала: Они атомизированы (сидят по домам в VR), лишены классового сознания, их легко контролировать через цифровые платформы и алгоритмы подавления инакомыслия.

Они не "могильщики системы", а её балласт: Система держит их ровно на грани выживания, чтобы избежать хаоса, но не заинтересована в их реальном развитии или благополучии.

Да, значение термина "пролетариат" возвращается к своему древнеримскому, циничному истоку. Те 75% ("выброшенные за борт клерки" + те, кто не вписался в касты мастеров, "человечников" и элиты) - это современные proletarii:

Их ценность - в их биологии (способность к простейшему труду, генерации данных, воспроизводству).

Их удел - обслуживать систему (ИИ, элиту, инфраструктуру) на самых низких ролях.

Их функция - быть управляемой массой, которой дают минимум ресурсов, чтобы она не угрожала стабильности.

Ну что - веселая картинка? ))) считаете ли ее своим ближайшим будущим или же, по край ней мере, будущим своих детей?

А вот потом поразмышляем, как надо организовать школу, чтобы подготовиться к этому Новому Чудному Миру получше.

Ответы и комментарии:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности