Давайте посмотрим, как уже сейчас изменились дети, в жизнь которых с самого раннего детства, то есть на самых ранних стадиях развития высших психических функций, формирования характера, личности, отношений с миром, прочно вошли электронные коммуникационные устройства. Постараемся поразмыслить, в какие особенности личности эти изменения, заметные уже сейчас, могут перерасти, и к чему это приведёт в будущем, когда поколение Z вырастет и станет основой общества. 1.Внимание. Сопоставительные психологические исследования показывают, что за последние 10-15 лет средняя продолжительность удержания внимания у детей уменьшилась даже не в разы, а в десятки раз. Произвольное внимание вообще стало большой проблемой. Доминирует непроизвольное, которое, как известно психологам, напрямую программируется внешними факторами. Любой яркий, интенсивный, эмоционально насыщенный образ автоматически приковывает к себе непроизвольное внимание. Современным детям гораздо труднее, чем их сверстникам 15, а тем более 30 лет назад, высидеть сорокаминутный урок, прочесть даже небольшую повесть, не говоря уж о романе, следить за ходом рассуждения при доказательстве теоремы… Потому что все эти процессы требуют произвольного удержания внимания. Вместо этого психологи отмечают более высокие показатели распределения и переключаемости внимания, что в сочетании с его преимущественной непроизвольностью скорее говорит о возросшей отвлекаемости. Синдром дефицита внимания и гиперактивность стали одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем детской психологии и психиатрии, а также основной причиной школьной дезадаптации. При этом некоторые психологи полагают, что СДВГ - это не нарушение, а просто следствие неадекватности наших требований. Дети изменились, а требования школьных программ, как и родительские ожидания, остались прежними. "Надо реформировать школу!" - провозглашают эксперты. У детей нет произвольного внимания - значит, надо учить их, основываясь на непроизвольном, использовать технологии, подобные рекламным, - яркие картинки, маленькие порции информации с разнообразным содержанием. Если дети не удерживают внимание, не надо заставлять их читать - показывайте им мультики и комиксы… Но ведь произвольное внимание не разовьётся само собой! В результате мы рискуем получить целое поколение взрослых с легко переключаемым, но трудно удерживаемым вниманием, которым сложно, да и скучно сосредотачиваться на одной задаче - гораздо интереснее деятельность, подразумевающая постоянную смену действий и впечатлений. А ведь именно этим людям через пару десятилетий предстоит управлять скоростным транспортом, следить за безопасностью работы оборудования на опасных производствах, проектировать и строить здания, делать сложные многочасовые хирургические операции… 2. Восприятие и моторика. Приобщённость к экрану с младенчества приводит к тому, что наибольшую стимуляцию, и, соответственно, развитие получает зрительный канал восприятия. Если дети предыдущих поколений активно познавали мир не только глазами, но и на ощупь, на вкус, на запах, на слух, в движении, всеми чувствами души, то сейчас они видят движущуюся мультяшную картинку (причём обычно нереалистичную, искажённую). Вместо сказки, которую читала или рассказывала на ночь мама или бабушка, - мультик. Там, где раньше дети рисовали, раскрашивали, лепили, сегодня они водят пальцем по интерактивному экрану. Возникает депривация, и, как следствие, недоразвитие других сенсорных систем, мелкой и крупной моторики, схемы тела, сенсомоторной координации. При этом предлагается вовсе убрать из школы письмо, заменив его набором на клавиатуре. Опосредование восприятия реального мира миром цифровым приводит к тому, что восприятие себя и действительности у нового цифрового поколения более эфемерно, менее реально. Мы это чувствуем уже сейчас. Фокус работы, общения и самой жизни постепенно смещается из чувственного мира в цифровое, виртуальное пространство. Оно постепенно начинает восприниматься как более субстанциональное, настоящее, надёжное, а реальный мир ускользает из жизни людей, превращаясь в тень виртуального. 3. Память. Доступность информации кардинально меняет структуру памяти. Зачем хранить в голове какую-либо информацию, если при необходимости её можно найти в любой момент? Поэтому представители цифрового поколения и не стремятся запомнить учебный материал, а тренируются лишь в быстром поиске и ретрансляции информации. Память оказывается как бы "отданной на аутсорсинг" интернету. Она не только мало наполняется сведениями, но и практически не тренируется, не развивается. Активно вовлечена в работу лишь оперативная и непроизвольная память. Не формируются высшие механизмы опосредованного логического запоминания, непроизвольно запоминаемые сведения не организуются в какую-либо систему, оставаясь фрагментарными. Человек будущего будет практически постоянно оперировать знаниями, которые не прожиты, не осмыслены, не стали частью его внутреннего мира. Такой человек буквально лишается ума в том смысле, как его понимал К. Д. Ушинский, когда говорил, что ум - это хорошо организованная система знаний. Иными словами, при таком течении психологического развития невозможно сформировать прочное основание личности в виде системного мировоззрения, которое всегда основывается на осмысленном жизненном опыте и знаниях. Личностное начало нивелируется. Человек не сможет осознанно и критически воспринимать предоставляемую информацию, его свобода становится иллюзорной, так как основания принятия решений всегда вынесены вовне, делегированы "внешнему носителю". Человек с вынесенной вовне памятью становится очень удобным объектом манипуляции. Это страшно. 4. Мышление. Снижение способности удерживать внимание, о котором подробнее говорилось выше, неизбежно приводит к сокращению потенциально доступной ребёнку длины мысленной цепочки. По словам академика Л. И. Фельдштейна, у современных детей отмечается неразвитость внутреннего плана действий (согласно данным, полученным из исследований РАН, возрастные нормы 70-х годов для тестов по указанным мыслительным процессам выполняются сегодняшними детьми лишь на 10 %!). Детям стало трудно, а подчас невозможно следить за длинным ходом рассуждений: алгебраическим преобразованием, доказательством теоремы, изложением той или иной теории, ходом исторических событий, каким-либо длинным описанием или размышлением. Также им сложно воспринимать большие объёмы информации, а тем более производить их самостоятельно. Современные дети читают гораздо меньше книг, чем их сверстники из предыдущих поколений: по исследованиям академика В. Собкина в 2006 году, старшеклассники читали, в среднем, менее 1 книги в месяц - в 4 раза меньше, чем их сверстники в 1990 г. При чтении художественной литературы воспринимается чаще всего лишь сюжетная линия, без чувств и размышлений героев и рассуждений автора. Снижается уровень обобщения. Если ещё 15 лет назад категориальное, понятийное мышление считалось критерием психической нормы, а его несформированность свидетельствовала об интеллектуальной недостаточности, то сейчас, по свидетельству экспертов, устойчивое категориальное мышление у молодых людей так и не формируется, а преобладающим форматом стало мышление клиповое. Это, как говорит философ Ф. Гиренок, мышление "в режиме неизвлечённых смыслов", когда человек сам ничего полностью не понимает и не осознаёт. Мысль довербальна, визуальна, конкретна и представляет собой, по словам того же философа, "взрыв галлюцинации". Вместо понятий - представления-визуализации, вместо последовательного логического рассуждения - мгновенный ассоциативный скачок. Сознание человека будущего несистемно, оно подобно лоскутному одеялу из клипов-визуализаций, за которыми не просматривается ни связи, ни целостности. Надо сказать, что клиповое мышление появилось не вчера - оно существовало у людей всегда, но занимало подчинённую роль. Его назначением было мгновенное реагирование в экстремальных ситуациях, в которых оно только и начинало доминировать. Действительно, бывают такие ситуации (природные катастрофы, пожары, теракты), когда для спасения себя и близких человеку жизненно необходимо действовать быстро, ещё до того, как он полностью всесторонне осмыслил и проанализировал происходящее, иначе время будет упущено. И тогда в его мозгу рождается мгновенное решение, не оформленное ещё в слова (на это нет времени), существующее лишь в эмоциональном и наглядно-действенном плане. Он жмёт на педаль тормоза или газа, пролетает перекрёсток, выбирается из горящего помещения через окно, не размышляя ни секунды, в одежде прыгает в воду, чтобы спасти утопающего. Подумать можно будет потом, сейчас надо действовать! Такое мгновенное клиповое решение может быть очень эффективным в деле спасения жизни, но оно может оказаться и ошибочным. Клиповый человек (с доминирующим клиповым мышлением) пребывает в подобном "экстремальном" состоянии сознания всегда, он постоянно живёт лишь в режиме реагирования на спонтанно вычленяемые фрагменты потока информации и никогда полностью не осознавая, что с ним происходит, что и почему он делает. Такое мышление носит предельно тактический, сиюминутный характер, оно не применимо для целостного, масштабного видения ситуации и решения долгосрочных задач, а тем более бесполезно для формирования мировоззрения личности. Оно работает только в режиме реагирования. Локус контроля над мыслями и действиями человека, таким образом, полностью выносится вовне, а внешний локус контроля всегда считался признаком незрелости, инфантильности личности, неспособности взять ответственность на себя. Для человека будущего эта черта становится предсказуемой нормой. В качестве положительных сторон клипового мышления часто указывают его высокую скорость и многозадачность. Оно позволяет быстро адаптироваться и лавировать в информационном потоке, но совершенно лишено глубины, последовательности, рефлексии, критичности. Информация при клиповом мышлении воспринимается как данность, не подвергается никакому анализу и проверке. Это мышление неосознанное, и сейчас даже среди психологов нет однозначного согласия, можно ли его считать мышлением вообще. Возможно, это явление не выходит за границы другого психического процесса - восприятия? Есть и такое мнение. 5. Воображение и творчество. В эпоху интернета дети стали расти в мире готовых решений, где уже существуют ответы на любые вопросы, с которыми они сталкиваются в жизни, и универсальный метод - использование поисковой системы - позволяет решить задачу, не прибегая к собственному творческому поиску. Так снижается интерес к самостоятельному познанию и творчеству, и одновременно падает любознательность, энергичность, инициативность, желание активно действовать. Помимо развития цифровых технологий есть ещё одна опасная при всей внешней привлекательности тенденция, "выключающая" творческое развитие детей, - огромный рост индустрии детских развлечений. Современные дети растут в условиях непрерывной внешней стимуляции, как экранной, так и развлекательной, что делает их пассивными и зависимыми потребителями развлекательного контента. Они не умеют быть наедине с собой, им сразу становится скучно, они не знают, чем себя занять и требуют новой порции развлечений. Если принять во внимание данный фактор, оптимистические прогнозы относительно того, что мы наблюдаем рост поколения творцов - художников, композиторов, музыкантов, учёных - и грядущий спустя пару десятилетий взлёт науки и культуры, представляются сомнительными. Ведь подлинные творческие идеи рождаются именно во внутренней тишине, позволяющей человеку услышать самого себя, и в результате активного, зачастую - напряжённого научного или творческого поиска. 6. Волевые качества. В отечественной психологии основным признаком готовности ребёнка к школьному обучению всегда считалась произвольность - способность к регуляции поведения и познавательной деятельности посредством соподчинения мотивов и сознательных волевых действий. Отечественные исследователи психологии дошкольного и младшего школьного возраста убедительно показали, что произвольность - это главное новообразование дошкольного возраста, формирующееся в рамках сюжетно-ролевой игры и игры с правилами. Поэтому дети до школы должны много играть друг с другом и с игрушками, а недостаток игры в дошкольном возрасте влечёт за собой отставание в развитии. Сейчас специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают, что дети практически не умеют играть. Их игры между собой гораздо примитивнее, чем у их сверстников 10, 20, 30 лет назад. Ситуация доходит до того, что психологи, понимающие важность социальной, сюжетно-ролевой игры, проводят специальные занятия, на которых учат детей играть! Вдумайтесь: ведущей деятельности дошкольного возраста, которая раньше развивалась у детей сама собой, под действием одной лишь природной потребности, теперь учат на платных курсах! Зато дети хорошо умеют играть в компьютерные игры, как просто развлекательные, так и обучающие. Но является ли компьютерная игра адекватной полноценной заменой живой игре в психологическом смысле? Может ли она выполнить все те функции, которые выполняет игра как ведущая деятельность дошкольного детства применительно к развитию произвольности? Мне представляется, что нет. Дело в том, что в живой игре ребёнок сам творит реальность, воплощает и проживает собственный замысел в его живом развитии. Это требует определённого, пусть даже облегчённого естественным интересом, но волевого усилия: ребёнку нужно, подобно художнику, преодолеть внешние и внутренние препятствия, чтобы оформить свою идею в живой сюжет игры, развить его. Помните игры, в которые вы играли в детстве? Я ребёнком любила играть в дом. Эта игра развивалась и совершенствовалась в течение практически десяти лет моей детской жизни! Сколько реальных практических действий для этого совершалось! Придумывались и строились дома из подручных материалов (которые после окончания игры, кстати, нужно было убрать): из подушек дивана-софы, в пространстве под столом, на полке шкафа; во дворе - из зонтика, в виде шалаша из высокой травы, из песка, из снега, из дощечек и палочек. Сколько делалось руками предметов быта и интерьера, шилось одежды для кукол и плюшевых зверей! И если в 5 лет я была вполне довольна изготовлением кофточки-жилетки (когда в прямоугольнике ткани вырезаются две дырочки для рук), то в 7 мы с подружками уже освоили модель с рукавами, а в 10 шили одежду разных стилей. Каждое из этих действий - реальное, практическое, волевое, подчинённое общему духу и идее игры. А сколько волевых усилий от ребёнка требуют игры с правилами, которые становятся ему интересными в старшем школьном возрасте: классики, резиночки, прятки, различные настольные "ходилки"… Здесь важно следовать правилам, не соблазняться желанием сжульничать, совершенствовать навыки игры, учиться достойно проигрывать и выигрывать… Компьютерная игра, в отличие от живой, - это нечто изначально внешнее, то, что вовлекает яркой картинкой и направляет мотивирующую волю ребёнка (его "хочу") по запрограммированному алгоритму чужого замысла. От живой игры с правилами компьютерная игра отличается тем, что в первом случае следование правилам регулируется внутренними усилиями самого ребёнка, а во втором оно уже задано извне, запрограммировано, ребёнок по определению находится в этих рамках. Для соблюдения правила не требуется отдельное волевое усилие, ведь его просто невозможно не выполнить - программа не даст этого сделать. Поэтому, несмотря на то, что некоторые специалисты говорят о развитии целеустремлённости посредством компьютерных игр, мне кажется, это не так. Учитывая всё сказанное выше, можно сделать вывод, что в случае живой игры или игры с правилами ребёнок занимает гораздо более активную волевую позицию как в плане самомотивации, так и в плане самоорганизации, чем в случае с компьютерными играми. Результат хорошо виден на практике. Если 15 лет назад произвольность рассматривалась в качестве критерия школьной готовности, то сейчас открыто говорится, что дети в 1-2 классе не способны даже к произвольному вниманию, поэтому обучение должно быть максимально игровым. 7. Эмоциональная сфера. В социальной психологии хорошо известен тот факт, что в общении людей бОльшая часть информации передаётся и считывается невербально: через мимику, жесты, интонации, колебания тона голоса и темпа речи и т. д. Таким образом мы чувствуем настроение собеседника, его отношение к нам и предмету речи, его реакцию на наши слова. Виртуальное общение в социальных сетях или мессенджерах отсекает весь пласт невербальных сообщений. В качестве их суррогата используются смайлики, которые, с одной стороны, совершенно неспособны передать весь спектр человеческих чувств и их оттенков, а с другой - так как ставятся сознательно - допускают большую возможность намеренной фальсификации. У взрослых людей в связи с отсутствием в интернет-общении эмоционального канала часто возникает непонимание и даже взаимные обиды или конфликты, потому что то или иное сообщение собеседника кажется слишком агрессивным, обвиняющим, преднамеренно бьющим по больному месту, мстительным и т. д. Происходит это оттого, что человек неосознанно "достраивает" эмоциональный компонент сообщения, при этом часто проецируя на него собственные ожидания и страхи. И это - взрослые люди, чья эмоциональная сфера сформировалась в условиях личного общения, и лишь потом в их жизни появилось общение виртуальное. У детей же эмоциональная сфера формируется в условиях цифровой культуры. Преобладание в детском возрасте виртуального общения над реальным неизбежно влечёт за собой эмоциональную депривацию, следствия которой двояки. С одной стороны, это повышенная тревожность, связанная с неудовлетворённостью потребности в эмоциональном контакте. Пустота всегда рождает тревогу, это психологический закон. Повышенный уровень личностной тревожности со временем (вероятнее всего, в подростковом возрасте) может перерасти в депрессивность, опустошённость либо поведенческие расстройства. С другой стороны, эмоциональная сфера ребёнка развивается в условиях контакта с эмоциями и чувствами окружающих людей, поэтому дефицит такого контакта неизбежно должен приводить к её недоразвитию. Вместо широкого спектра разнообразных эмоций и чувств такой человек станет реагировать на всё одной из нескольких понятных ему эмоций, у него будет снижена эмпатия (способность чувствовать настроение другого, сопереживать, бережно относиться к его чувствам). Такая недоразвитость эмоциональной сферы опасна неспособностью строить отношения и дальнейшим нарастанием одиночества, тревоги и психологического дискомфорта. 8. Личность. Неусидчивость, переключаемость, потребность в смене впечатлений, большое количество слабых социальных связей и нежелание учиться строить близкие отношения приводит к развитию личности по гипертимному типу. Социологи прогнозируют, что уже менее чем через 20 лет у нас будет гиперактивный социум. Описанные выше особенности мышления формируют внешний локус контроля, несамостоятельность и инфантильность. Пока все выделенные тенденции говорят в пользу того, что растущее поколение станет скорее поколением потребителей, чем творцов. И здесь сезонная модель, похоже, даёт сбой… 9. Общение. Фокус общения из реального мира смещается в виртуальный, сильные социальные связи уступают место слабым. Психологи говорят о падении социальной компетентности, о нарастающей беспомощности представителей поколения Z в отношениях со сверстниками и решении простейших конфликтов. Современные подростки не видят разницы между реальным и виртуальным общением. Понятие дружбы становится более поверхностным и размытым. Неглубокие и ненавязчивые отношения становятся даже более привлекательными, так как они более эмоционально безопасны и требуют меньше усилий для поддержания. Но они и не обогащают личность так, как могут обогатить близкие дружеские или семейные отношения. Психологи предполагают, что представители поколения Z будут меньше стремиться создавать семьи, избегая ответственности и трудностей близкого общения - у них просто не хватит для этого эмоциональных ресурсов (эмпатии, терпения, умения разрешать конфликты и готовности поддерживать друг друга в трудностях, тревогах, разочарованиях, болезнях). Также прогнозируется, что большую популярность в связи с этим приобретут ни к чему не обязывающие "гостевые браки". Сфера общения станет более плоской и бедной по сравнению с предыдущими поколениями, и люди будут компенсировать своё одиночество ещё большим уходом в виртуальный мир. Глобальная информатизация общества, несмотря на огромные возможности, которые она даёт людям, оказывает гораздо более разрушительное, чем созидательное влияние на личность. Есть все основания опасаться, что новое поколение вырастет инфантильным, поверхностно мыслящим, легко управляемым извне, плохо умеющим строить реальные отношения и ориентированным скорее на потребление, чем на созидание. Как таковое личностное начало - автономное, творческое, думающее, рефлексирующее - во всём этом грандиозном процессе изменения сознания постепенно нивелируется, сходит на нет. И, возможно, грядущим поколениям растворение в нирване нейронета - всемирной информационной сети, к которой мозг подключён напрямую, - покажется не таким уж опасным, и даже интересным и привлекательным. Но лично мне, динозавру из поколения Х с обострённым инстинктом самосохранения личности, думать об этом страшно уже сейчас, и в первую очередь с духовных позиций. Быть может, я смотрю на мир слишком пессимистично. Но я всего лишь попыталась описать и по мере сил проанализировать те тенденции, которые уже подтверждаются экспериментальными исследованиями и авторитетными специалистами. Ответы и комментарии:
|