История давно показала нам, что война - это непрерывный процесс, не прекращающийся во взаимоотношениях государств ни на минуту. Даже когда молчат пушки, воюют экономические системы, воюют разведки, воюют политики, воюют культуры. Война не прекращается никогда и только через призму войны, тотальной и всеохватной, правильно рассматривать историю человечества и его способность к выживанию. Та же история показала нам, что солдаты и офицеры не рождаются в армии. Они приходят в неё из общества с уже сложившимися ценностями и убеждениями. В солдатском возрасте менять их уже поздно. Никакая идейная накачка и обработка в армии не позволит создать идеального солдата, если его в детстве не воспитывало само общество. Учиться плавать надо до того, как упадёшь за борт лодки, а не после того. Это как если под огнём вражеской артиллерии начать учить новобранца рыть окопы и стрелять по мишеням. Поздно. Культура - это не в узком смысле понимаемое умение пользоваться носовым платком, ножом и вилкой, уступать место женщинам и старшим и способность отличать Гегеля от Гоголя, хотя всё это тоже желательно. Культура - это весь комплекс идей, формирующих в обществе такого человека, который умеет терпеть невзгоды войны и проявлять готовность к самопожертвованию и массовому героизму и взаимопомощи. Без всего этого никакая победа в войне невозможна, даже в ракетно-ядерный век. Невозможно победить в современной войне, не победив в битве за умы и сердца молодого поколения. Победа в общевойсковой классической войне лежит за рамками военного дела и возможностей экономики производить современное вооружение. Наполеон ставил на войне дух выше пушек и это означает, что культура так же является главным инструментом победы в любой войне. Главным в экономической успешности любой нации является её культура. Именно культура определяет отношение к самому труду и к людям в процессе трудового взаимодействия. Любое право вырастает из обычаев, а обычаи - это традиция, ставшая культурой народа. И уж, разумеется, без культуры, понимаемой в широком смысле слова, невозможна никакая победа в современной войне, где информационная составляющая становится даже преобладающей над технико-организационной, финансово-экономической и логистико-географической. Если Клаузевиц сказал, что война - это продолжение политики другими средствами, то так же верна и обратная формула: политика - это продолжение войны другими средствами. Тот, кто этого не понимает и впадает в иллюзию общечеловеческих ценностей и пацифизма - теряет страну и губит свой народ. Вывод прост: чтобы победить в войне, нужно воспитывать молодёжь. А чтобы воспитывать, нужна воспитательная среда, которая выполняет функции педагога даже тогда, когда процесс обучения прерван. Воспитательная среда - это культура. Это те книжки, которые мы в детстве читали, это те фильмы, на которых мы росли. Это те игры, в которые мы играли. Это те переживания и открытия, которые мы пережили в школе на уроках литературы и истории. Это пора нашего детства. В народе недаром говорят: воспитывать нужно, пока дитя поперёк лавки лежит, когда вдоль ляжет - поздно будет. Родина действительно начинается с песни, которую пела нам мать и с заветной скамьи у ворот. Это тот фундамент, который потом ляжет в основу мотиваций личности, когда придёт время выбирать между жизнью и смертью. Но в век информационной войны солдатом становится каждый. Тут уже воспитание на армию и школу не переложишь. Тут уже надо предъявлять то, что имеешь. Формировать воина духа и патриота, человека совести и чести, нужно до того, когда он попадёт под воздействие вражеской пропаганды. В мире ничто не ново под Луной и всё имеет прецеденты в прошлом. Тот этап, который сейчас проходит Россия, уже был пройден не раз и самой Россией, и другими странами. Этот этап можно назвать периодом осмысления унизительного поражения в войне. Именно такие поражения служат причиной для смены подходов к управлению и концентрации лучших интеллектуальных сил на поисках решения главных вопросов. Бисмарк сказал как-то, что во франко-прусской войне победил школьный учитель. Речь шла о французском учителе, а не о немецком. Французские школьники тогда учились по учебнику, составленному знаменитым парламентским деятелем, дипломатом и Президентом Франции Лу Тьером, автором 20-ти томной истории Франции. Были тщательно проанализированы причины унизительного поражения Франции при Седане в 1870 году. Патриотическое воспитание французов привело к тому, что они не только победили в войне с Пруссией, но и в окопах Первой мировой войны оказались очень патриотично настроенные солдаты, что также помогло Франции победить Германию. Школьный учитель повлиял и на поведение германского солдата Первой мировой. Его стойкость, боевое товарищество и готовность к самопожертвованию во имя Родины были сформированы на школьной скамье во время обучения будущих солдат. Эти качества прекрасно отражены в творчестве Э.М.Ремарка, представителя когорты писателей "потерянного поколения", выросшего между Первой и Второй мировыми войнами. Советский народ-победитель так же был выращен в советской школе. Отрицать это бессмысленно, даже президент США Кеннеди после полёта Гагарина признал, что СССР победил США в космической гонке благодаря системе образования. Это не полная характеристика - советское образование в центр своей деятельности ставило, прежде всего, воспитание личности, и только во вторую очередь передачу суммы знаний, умение их добывать и ими пользоваться. Ответы и комментарии:
|