Сказка - универсальный прием, воссоздающий на этапах детства нравственную структуру чувственно-эмоциональной сферы души. С позиции здравого смысла нет ничего более ясного, чем понимание основополагающей роли сказки в духовном развитии ребенка. Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу. Сложность мира, отличие "правды и кривды", а также формирование устойчивой направленности чувств на добро, на сочувствие боли и страданиям другого, на неприятие и отторжение зла и т. д. Для ребенка наш мир, мир взрослых - это мир чудес и волшебства. Нравственное становление человека возможно в первую очередь на этапе детства. В России изначально Иванушка - дурачок, а Василиса, как правило, премудрая и т. д. В изначальных категориях слабости, доверчивости, беззащитности, наивности и доброты ребенок чувственно узнает себя. Все переживания, все приключения героя сказки - это приключения, переживания самого ребенка. Именно на этой основе и выстраивается весь "духостроительный" механизм сказки, механизм эмоционального преображения и возвышения чувств. Все дети, с точки зрения взрослых, изначально "непослушны". С точки же зрения природы ребенка, это связано с тем, что они устремлены к собственному чувственному опыту, к собственным чувственным познаниям, к собственным эмоциональным испытаниям и переживаниям. А далее разворачивается целая панорама испытаний и приключений "непослушного" героя. Так, изначально наведенные чувства ребенка на приключения героя позволяют ему "пройти" через все испытания, а также пережить весь духостроительный диапазон переживаний: с одной стороны, коварства, предательства, неверия, лжи, зависти, слабости, ненависти, подлости, неудач, поражений, с другой - дружбы, силы духа, мудрости, любви, побед и т. д. И везде - закалка испытанием чувств, везде - движение к духовному возвышению: ото лжи к правде, от зависти к великодушию, от предательства к дружбе, от ненависти к любви, от безверия к вере, от страха к бесстрашию, от наивности к мудрости, от поражений к победам, от зла к добру. И только "пройдя огонь, воду и медные трубы", только искупавшись в "кипящей и ледяной воде" жизненных испытаний, только пройдя через коварство, несправедливость, зависть, злобу человеческих пороков и победив их (победив в себе), герой становится мудрым, сильным и непобедимым, т. е. духовно зрелым. Следовательно, с позиции эмоционально-чувственного анализа сказка подготавливает чувства и дух ребенка к предстоящим испытаниям и тем самым формирует определенный социальный иммунитет - духовный стержень к этим испытаниям, которые обязательно встретятся на его жизненном пути. И прежде всего, на пути его общественно значимого возвышения и признания. Сказка - это универсальный способ открыть детям на подсознательном уровне скрытую логику предстоящей им жизни, заложить в их подсознание алгоритм духовной стойкости и нравственных поступков при различных соблазнах, в том числе в трудных жизненных ситуациях. В этих условиях мамы, папы, бабушки, дедушки могут и должны стать сказителями народных сказок. Ответы и комментарии:
|