Я часто слышу от разных людей, что большинство того, что они изучали в школе - это пустая трата времени и забивание головы ненужным данными. Мол "Я в магазине, покупая хлеб тангенсы не вычисляю", "А я когда кофе делаю - не вспоминаю химические формулы и таблицу Менделеева" Так-то оно конечно так. Но в этот момент упускается очень важный фактор, ради которого и была в свое время составлена определенным образом программа среднего общего образования в СССР. Удивительно, но это была одна из самых эффективных программ. Вообще оправдание этой системы может быть странно слышать от меня. Все кто более-менее меня знают, в курсе, что я музыкант, что 3-ки по химии, физике, биологии и геометрии мне ставили исключительно за красивые глаза и за успехи в музыке. Приговаривая при этом "ну что с него взять - музыкант". Так как я все детство (а, возможно, и не только) был человеком ленивым с одной стороны, и загруженным музыкальными занятиями, гастролями и выступлениями с другой, меня такое положение вещей устраивало. То есть никого особо не волновало, что Кузнецов не сделал ДЗ по алгебре, геометрии, Химии и физике. Если он предмет правильно назвал и помнит как зовут учительницу - уже хорошо! Позже, анализируя, почему по всем контрольным по алгебре у меня были всегда 4, я осознал, что весь это бред про "технический" и "гуманитарный" склад ума идет от людей, которые не понимают ничего в разуме абсолютно. Предрасположенность - возможно. Отсутствие интереса к тому или иному предмету - вообще легко. Так вот, будучи "гуманитарием" (по всем подобным предметам у меня были исключительно высокие оценки), я еще был музыкантом с основной специальностью - ударник. И любой человек, который хоть чуть-чуть разбирается в музыке скажет, что основная задача и навык ударника - считать. Очень хорошо, очень быстро. А любой профессиональный музыкант скажет вам, что музыка - это математика, где результаты вычислений - это определенные звуки. Другими словами, вы не можете быть одним из лучших певцов в хоре, который может исполнять любой из 6 голосов русской духовной музыки, не можете быть победителем международных конкурсов и солировать с оркестрами в лучших залах Москвы, если вы настолько гуманитарий, что не обладаете способностью к вычислениям. И вся проблема у меня с алгеброй, как я понял уже позже, была в том, что я пропустил (физически) переход от X и Y к косинусам и синусам. При этом, если перед контрольной я успевал прочитать формулы, которые в ней должны использоваться - я спокойно решал ее на 4, или 4+. Выйдя с контрольной я тут же забывал про этом, потому что непонятно - как это применить к реальной жизни. Та же история была с геометрией. А позже - уже будучи взрослым - я узнал, что следующие дисциплина после алгебры - это логика и анализ. К чему это я? К тому, что у большинства предметов в советской системе общего образования было вполне конкретное предназначение - дать человеку к 16-17 годам базовое представление об окружающем его мире, познакомить его с культурой и историей. А ТАКЖЕ - научить его ЛОГИКЕ. Или по крайней мере - создать для этого базис. Да, в методологии много странных решений, которых там наверняка быть не должно. Да, существует довольно много преподавателей, которые и детей ненавидят и сами не понимают зачем нужен их предмет в школе. А уж ЕГЭ в его сегодняшнем виде это вообще похороны системы образования. Но я точно знаю, что алгебра помогла мне развить аналитические способности, благодаря которым я могу не только что-то придумать, но и просчитать последствия тех или иных решений, увидеть взаимосвязи или скрытые трудности. Геометрия помогала мне играть в бильярд, футбол, но, что гораздо важнее - постоянно помогает мне водить! С химией и физикой все не так очевидно. Давайте вернемся к этому вопросу лет через 10. В общем, я это к тому, что польза не всегда лежит на поверхности, и порой то, что нам не нравится и кажется лишним, имеет под собой серьезные основания и крайне благотворно на нас влияет. Ответы и комментарии:
|