Миасс.info

 
Конференция "Дети и родители"
Конференция Миасса | Дети и родители (тем: 47; ответов: 1239)
Регистрация   Имя: Пароль:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
Система образования. Информация к размышлению
Re(7): Система образования. Информация к размышлению   Villina   07-01-2024 07:59

>"Войну выиграли русские учителя физики и математики" - заявляли после войны германские генералы. За этим вроде лестным для учителей признанием кроется не столько уважение к их труду, сколько обычная европейская привычка переложить вину с больной головы на здоровую. Наши учителя подкачали, а не мы, элитные генералы. Человеческий фактор, нам не подконтрольный.

>Даже все свалив на учителей, придется признать - едва ли ни лучшая в мире германская система образования вместе с выглядывающим из-за ее спины Вермахтом проиграли войну иной системе образования, представителями которой и были советские учителя. Главная, но отнюдь не единственной составляющей огромной и мощной системы. Да и система была с секретом.

>Даровое и обязательное
>Создать на базе малообразованного темного народа современное сильное государство - так можно выразить задачу, которую большевики воплощали в жизнь с первых дней во главе страны. Мечтатели? Еще какие! Без высокой мечты не бывает высоких достижений. Но большевики были еще и практиками. И они засучили рукава. Немедля, взялись за образование. Как сказали бы коучи янки: "Они точно знали, чего хотели". Вот отрывок из программы 2 съезда РСДРП 1903 года:

>-Даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.

>-Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке и на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях;

>Интеллектуальный потенциал образовательной сферы был изрядно понижен Гражданской войной и эмиграцией образованных кадров. 80% учителей в 1927 году без специального образования. Данной причиной, как и небывалым творческим поиском, объясняется мощнейшая турбулентность процесса создания советской системы образования. Формат начальной, средней и высшей школы менялся все 20-е годы. То начинали прямо в школах обучать рабочим специальностям, то отменяли домашние задания и экзамены, то брали в ВУЗы на основе лишь пролетарского происхождения. К 30-м годам процесс поиска был практически завершен и уже давал первые плоды.

>-Ликвидация безграмотности (ликбез). В 1887 году в Российской империи был принят циркуляр "О сокращении гимназического образования", получивший название "о кухаркиных детях". Он предлагал, что детей из бедных семей не нужно принимать в учебные заведения: "…гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию". Неудивительно, что по опросам, проведенным в 1897 г. в наиболее развитых регионах Российской империи, грамотными оказались 29,3% мужчин и 13,1% женщин. На периферии цифры были в разы ниже. Ко времени Первой мировой уровень подрос, но незначительно.

>Большевики начали с этого. Создали комиссию, взялись обучать учителей-ликвидаторов. Открыли более тысячи школ, стали выпускать буквари, газеты и журналы по вопросам ликбеза. Наметили две основные группы - люди 18-30 лет (кадровый резерв хозяйственной деятельности) и беспризорники, коих начитывали от 4 до 7 млн.

>Уже к 1927 г. вторую проблему по большей части решили, а из первой группы обучили 10 млн. человек. К 1936 году обучат уже 40 млн. и к концу 30-х грамотность среди взрослых достигнет 90%

>-Среднее образование. Сложилась в более-менее стабильную систему: начальная школа (4 года), основное семилетнее образование, старшая ступень общеобразовательной школы (8-10 классы). Численность учащихся здесь достигла почти 12 млн. человек.

>Высшее образование. Попытка формировать высшую школу на базе социального происхождения очень быстро привела к негативным результатам и ее признали ошибочной. Ошибку исправили. К 1930 году в советских ВУЗах обучалось 272 тыс. чел. (в 1914 г. - 127 тыс.) И это были уже хорошо подготовленные студенты и впоследствии кадры. Число научных работников достигло 25 тыс. чел. - вдвое больше, чем до революции. Кадровый потенциал индустриализации быстро рос и численно, и качественно.

>-Национальные школы. Для того, чтобы реализовать право всех народов обучаться на родном языке, пришлось проделать дополнительную работу, каковой ранее никто в мире не знал. За 10-15 лет были созданы письменности для десятков национальных меньшинств. А как их выучишь без письменности? Подготовлены национальные учительские кадры, созданы учебники на всех национальных языках, открыты соответствующие школы, обеспечивающие тот же уровень образования, что и на русском языке. Этот подвиг нищей советской власти и через век все еще недооценен и недостижим.

>Итак, лишь за 10 лет создалась уникальная система образования, обеспечившая всестороннее развитие СССР невиданными прежде темпами. Она готовила совершенно новый тип личности - человека творческого, созидательного, любящего учиться, стремящегося к саморазвитию.

Ответы и комментарии:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности