Важнейший аспект - это воспитательная функция школы. На сегодняшний день она в пылу еще перестроечной борьбы с государственной идеологией полностью утрачена. Несколько десятилетий назад многим казалось, что это правильно: воспитывать, типа, должна семья, а школа не может навязывать идеологические стереотипы. Однако жизнь показала, что гармонично развитую личность в ребенке сформировать невозможно, если нет четких и понятных ответов на великий вопрос, четко сформулированный Маяковским: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Ребенку не только нужно объяснять важные духовные вещи, но и стимулировать соответствующее поведение, а еще нужно бороться с проявлением разрушительного в мыслях и действиях маленькой личности. И устраниться школе от данной работы тоже никак нельзя по той простой причине, что большую часть светового дня ребенок проводит в школьных классах и коридорах. По сути, мировоззрение ребенка формируется в школьный период. И если у ребенка нет понятного и принятого им воспитателя, то эту нишу с удовольствием занимают не только симулякры, но и деструктивные элементы, которые через Интернет легко находят дорогу к умам и сердцам наших детей. Казалось бы, все это тоже всем давно понятно. Но все эти прописные и понятные вещи мы каким-то чудовищным образом продолжаем игнорировать. Юридически у нас по-прежнему нет никакой воспитательной функции в среднем образовании. На практике, конечно же, все сложнее. И учителя (еще раз низкий им поклон!) продолжают воспитывать наших детей. Но невозможно же это делать вопреки системе. Воспитание должно вернуться в школу. И созидательный совместный труд как основа трудового воспитания гармоничной личности тоже должен вернуться. Совместная работа и общие достижения социализируют человека, делают его причастным к прекрасному. Научиться трудиться и уважать товарища по труду - тоже важнейшая часть и образовательного, и воспитательного процесса. Как без этого можно обойтись? И здесь я не могу не вспомнить про базовые духовно-нравственные ценности. Неужели мы имеем по ним дискуссию? Кто-то против того, что нужно любить и защищать Родину? Кто-то считает, что семья и ребенок не есть важнейшая ценность общества? Кто-то отказывается помогать ближнему или защищать обездоленных? Это же очевидные мировоззренческие вещи. По ним давно сформировался общественный консенсус. Почему мы стесняемся черное называть черным, а белое белым? Или нас очень привлекают разные оттенки серого или радужного? Все эти дискуссии не для детей. Ребенку нужны простые, понятные и непротиворечивые ответы, которые дать ему могут только взрослые. А для этого нам самим нужно мужество признать то, что есть добро и зло, что проще всего сделать, конечно, при наличии общей созидательной идеологии. Ответы и комментарии:
|