Миасс.info

 
Конференция "Политика"
Конференция Миасса | Политика (тем: 14; ответов: 314)
Регистрация   Имя: Пароль:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
Печенье Нуланд и будущее России
Re(4): Печенье Нуланд и будущее России   Елена Головань   09-08-2022 12:38

… любимый с детства мультик про домовёнка Кузю навел на размышления...

В общем, связаны эти мысли с нашей системой образования. Увы, наверное. Ну вот, посудите сами - когда тот же самый вышеупомянутый мной мультфильм создали, в стране была идеология, которая распространялась на всё абсолютно, в том числе и на воспитание и образование подрастающего поколения. Если я сейчас начну писать, сколько в каждый… да хотя бы в тот самый год, когда "Кузя" вышел, было создано детских фильмов и мультфильмов, я, наверное, со счёта собьюсь.

И в каждом из них. В каждом! - был заложен… нет, были заложены несколько смыслов. Мне когда-то знакомый режиссёр рассказал о том, что в каждой (!) сцене детского спектакля, фильма или мультика должно быть заложено как минимум три смысла, которые учат общечеловеческим ценностям - дружбе, доброте, порядочности, отзывчивости, смелости…

Скажите, сколько за последние лет эдак двадцать вышло детских фильмов в России? Раз-два и обчёлся? А почему? А как мы хотим, чтобы дети росли патриотами?

Сейчас, конечно, какие-то чисто внешние атрибуты пытаются внедрить - типа того, что детям в школах будут каждое утро играть гимн. Предполагается, что они под него будут вставать и чувствовать необыкновенный прилив патриотизма. Серьёзно? Прямо так и будут чувствовать? От гимна? Или что еще там придумают? Ну, можно, конечно, речёвки какие-нибудь на мероприятиях вставлять. Только не из этого патриотизм вообще-то клеится.

Вы вправе спросить: а из чего? Всё просто. На мой взгляд, тут три составляющие - труд, идеология и сопричастность (последняя предполагает знание истории хотя бы своего края).

В общем, перейдём к деталям. Повторюсь, не претендую на истину в последней инстанции - это просто мои размышления. Итак, во-первых, патриотизму способствует труд. К которому, увы, наши детки, согласно современному законодательству, не приспособлены.

Сегодня, к примеру, смотрела шоу про какие-то свадьбы. Там смысл в том, что четверо девиц, усердно обливая грязью друг друга, должны поставить какие-то там оценки свадьбе их оппоненток. И платье им не такое, и блюда как-то не ахти… простовато, как-то, говорили… Минуток через пятнадцать просмотра сего шоу мне захотелось всех этих девиц скопом отправить… ну, к примеру, на прополку свёклы. Вот, думаю, после даже денька работы простой хлеб бы трескали за обе щеки и не чихали. И уж точно бы не придирались к тому, как приготовлены блюда у их соперниц. А сколько ещё подобных низкопробных шоу?!

Так я к чему?! Пока у нас на телевидении будет вот такая хрень происходить, ничего у нас не получится. Ни-че-го!

Это уже было в нашей истории. С той лишь разницей, что телевидения не было.

Но на перепутье, когда никто не знал куда идти и что делать, возникали всё же такие гении как, к примеру, Антон Макаренко. Ему тоже пытались внедрить какую-то умную фигню про психологию, о которой по большому счёту тогда никто толком не знал, какие-то новейшие веяния в педагогике, писаные на бумаге… Страшно представить, что было бы, если бы Антон Семёнович поддался на все эти непонятные "педагогические каноны" и сам бы не устоял. А ему ведь было ой как сложно! Представьте себе - помещение без окон, без дверей, которое ещё нужно привести в более-менее приличный вид и… первые колонисты, которые прошли и огонь, и воду - классика, блин. Но ведь справился же! - малолетних преступников сумел сплотить не просто в коллектив, а в коллектив рабочий - ребята под его руководством создали самое лучшее в тамошней округе сельхозпредприятие. А помимо этого - мельницу, колесную, оконную мастерские, кузницу и даже театр, на представления которого съезжались люди со всей округи.

Как он сумел этого достичь? Только трудом. Ах, нет, еще один мощный инструмент был в его работе - коллектив. Каким трудом этот коллектив создавался - отдельная тема. Но, уже единожды созданный, он умел каким-то чудом воспитывать вновь прибывших, перемалывать проблемы, двигаться к достижениям…

Как мне кажется, кое-что из того, что "проповедовал" Макаренко, всё-таки применялось в наших советских школах. Но постепенно всё сошло на нет. Не стало трудового воспитания - по закону дети вообще даже доску в классе могут не вытирать. "Подкованные" в плане законов, но, по сути, очень недальновидные родители могут прийти в школу и заявить - мол, почему вы заставляете моего ребёнка мыть полы и так далее. А потом и сами дети уже начинают манипулировать этим… ну я думаю, вы понимаете, о чём я.

Не стало и коллектива как такового. Во-первых, потому, что он рождался, как правило, путём совместного труда. А во-вторых, общей идеологией, которая была когда-то очень сильна в нашем обществе. Сейчас этого нет, хотя, возможно, мы на пути к этому. Только, повторюсь, формальностью в виде исполнения гимна в начале каждой рабочей недели - да хоть и каждого дня - этого не решить.

Можно ли сейчас возродить систему Макаренко? Пожалуй, нет - в полном её понимании и исполнении. Но кое-что взять на вооружение точно стоит.

Хотя какой там сейчас Макаренко - тут бы вообще с направлением определиться. Возьмем, к примеру, Болонскую систему, которую внедряли с таким упоением, которое можно сравнить разве что с усилиями миссионеров, пытающихся в Новом Свете убедить индейцев верить в Христа. В первом случае, то бишь, с нашей системой, преуспели куда больше, чем с индейцами. Прикрываясь благими, разумеется, намерениями - мол, нашей молодёжи будет доступно обучение по всему Миру, не говоря уже об отечественных вузах - "всяких там" МГУ, МГИМО, МФТИ… А в итоге пришли к тому, что заграница высосала все самые передовые мозги, ведя отбор талантливой молодежи в ведущих вузах страны задолго до выпускных работ, "соблазняя" аки змей-искуситель бросить родные пенаты и перебираться в передовую и успешную заграницу. Устроили, в общем, на своей земле бесплатный инкубатор для иностранных компаний. А какой идеологией проникнется та самая талантливая молодежь за границей, надеюсь, объяснять не нужно?..

Опять же, с кем пытаться что-то сделать с этой системой? Образования, то бишь? В педвузы последние лет двадцать идут те, кто больше никуда не смог поступить, за исключением единиц, которых туда зовёт призвание. Тех же, кто всё-таки пришёл в школу, затюкивают всевозможными отчётами, планами и другой писаниной так, что продохнуть некогда. У нас вообще, как мне кажется, есть две профессии, которые должны заниматься исключительно людьми - врачи и учителя - но их как раз завалили бумажной работой так, что у одних на пациентов, а у других на учеников времени почти не остаётся.

Так что тут какую систему не внедряй - хоть Песталоцци, хоть Макаренко, хоть Гербарта, хоть Ушинского, хоть Монтессори - и какую идеологию не придумай - всё разобьётся о формальности.

А формальности, как, кстати, и внедрение Болонской системы, придуманы ныне действующими властями в педагогической отрасли. Но, несмотря на то, что их новшества высшее руководство посчитало - как бы это помягче сказать, неэффективными - тем не менее, именно они будут внедрять и что-то новое. Что? Они пока, кажется, и сами не понимают. Но внедрять, увы, будут. Кровью, потом, слезами - учительскими, детскими и родительскими. То есть то, за что, по сути, сажать надо, а то и чего покруче, им велено просто "переделать".

Мне, например, как маме пятерых детей, предстоит с этим ещё не раз столкнуться. Как теперь будут учить наших ребят? По каким учебникам? Не знаю. Нам, конечно, не привыкать к тому, что чуть ли не каждый год программа обучения меняется. Но уже хочется хоть какой-то стабильности. Особенно в нынешней нестабильной обстановке.

Да, вы можете возразить - что, мол, наши ребята пока занимают первые места во всех мировых олимпиадах. Только, как мне лично кажется, это происходит не благодаря, а вопреки ныне действующей системе образования.

Может, я ошибаюсь, но пока не выработана общая идеология, в которой одним из методов воспитания является патриотизм, ничего путного в сфере образования не выйдет. Хотя он, патриотизм, конечно, и в любой концепции не помешает. Но не всем он нужен. В том числе и властям.

А в учебниках по-прежнему Великая Отечественная пунктиром… Без примеров, без пионеров-героев, которые могли бы помочь подрастающему поколению провести какие-то параллели с собой, спросить себя: смог ли я бы такое сделать? Осознать, какое мужество требовалось тогдашним советским людям… всем - воинам, работникам тыла, старикам, женщинам, детям - чтобы собрать все силы и победить заразу, которой до нас ни одна страна Европы так и не смогла поставить заслон.

Патриотизм сегодня - понятие вполне относительное. А порой и вовсе пустой звук.

Но если мы не сделаем выводы и не начнём что-то менять в системе образования - в глобальном я имею в виду плане (и в первую очередь в идеологии), то лет через десять-двадцать наши внуки, скорее всего, тоже смогут менять пол раз в год, а в армию идти в юбке-пачке и с макияжем. Что же касается правнуков, то какими они будут, история умалчивает. Да и вообще - будут ли?!

Ответы и комментарии:
Ответить | Новая тема | Список тем | Развернуть ответы | Правила
© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности