Миасс.info

 
Конференция "Дети и родители"
Конференция Миасса | Дети и родители (тем: 47; ответов: 1233)
Регистрация   Имя: Пароль:
Ответить | Новая тема | Список тем | Свернуть ответы | Правила
Суворов от педагогики.
Суворов от педагогики.   завуч   28-11-2020 09:32

На днях умер легендарный учитель-новатор Виктор Федорович Шаталов, на 94-м году жизни - советский, российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Ветеран Великой Отечественной Войны. Член Союза писателей Донецкой народной Республики".

Ему было больше всех надо.

Имя Виктора Шаталова гремело по всему Советскому Союзу в 1970-1980-х годах. Когда Центральное телевидение демонстрировало встречу с учителем в концертной студии Останкино, у экранов собирались и преподаватели, и родители школьников, мечтавшие получить ответ на вопрос, как превратить двоечников и троечников в отличников.

Система Шаталова вызывала немалое раздражение у чиновников от образования и у многих коллег, считавших, что новатор попирает законы педагогики, и объявлявших его нововведения "шарлатанством". Но учитель из Донецка продолжал гнуть свою линию, приводя оппонентов в отчаяние достигнутыми результатами.

Вернувшись в родной город после службы в армии (1945-1951), он поступил в педагогический институт, после окончания которого стал школьным учителем математики.

Начальство его не жаловало за твердость характера и прямоту, с которой он говорил все, что думает, прямо в глаза. Поэтому учителю Шаталову отдавали для преподавания классы, где в основном были сосредоточены те, от кого больших свершений не ждали - записные двоечники и троечники.

Шаталов, однако, полагал, что проблема не в детях, а в том, как им преподносят предметы. Шаг за шагом, год за годом он оттачивал свою уникальную методику. И коллеги с удивлением смотрели на то, как вчерашние лентяи и хулиганы в кратчайшие сроки превращаются в успешных учеников.

"Учиться победно!" - такой суворовский девиз в педагогике выработал для себя Шаталов.

3 ноября 1971 года в "Комсомольской правде" вышла статья Симона Соловейчика "Метод Шаталова", с которой и началась всесоюзная известность учителя. Он переворачивал давно сложившиеся принципы взаимоотношений между учениками и учителем, менял представление о том, как нужно объяснять материал и как оценивать знания.

Его система эффективного обучения была выстроена по четкому алгоритму:

- Развернутое объяснение учителя
- Сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам.
- Изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов).
- Работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
- Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
- Ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

Шаталов предлагал изучать материал не по мелким деталям, а укрупненными блоками. По его мнению, ученику гораздо проще усвоить общую картину изучаемого, а не ее фрагменты. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. Все второстепенное остается в стороне, ученики получают главные опорные знания.

Педагог излагает материал в классе, затем повторяет его, фиксируя внимание на опорных плакатах. Шаталов настаивал - во время объяснения учителя никаких записей ученики делать не должны, в этот момент важнее понимание. А далее, изучив тему с опорными сигналами, ученик, опираясь на них, сам излагает тему у доски. Первому сложнее, второму, слышавшему объяснение товарища, легче, и так далее.

Для обучения по такой системе необходимы оригинальные дидактические средства и пособия, и Шаталов создавал их.

Педагог опирался на приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими.

Приемы игры, отсутствие принуждения и страха, отсутствие "двоек" и "троек" - методика Шаталова была вызовом общепринятым канонам, настоящим "бунтом на корабле".

Учитель создавал такую атмосферу, что каждый его ученик старался достичь наивысшего и единственного показателя, который признавал Шаталов - оценки "пять".

Три главных принципа системы Шаталова:

а) принцип успеха и оптимизма;
б) принцип бесконфликтности;
в) принцип целостности (блочное, опережающее обучение в быстром темпе).

В 1970 году учителю дали 8-й класс, написавший контрольную работу по математике со средней оценкой "2". То есть Шаталову предложили ликвидировать устроенную коллегами педагогическую катастрофу.

Следующие семь месяцев экспериментальный класс учился по пять дней в неделю, с ежедневными уроками физкультуры, при общей 30-часовй недельной занятости в школе. То есть никаких перегрузок, никаких дополнительных занятий Шаталов не проводил.

После окончания этого периода педагог предложил проверяющим выдать его ученикам задания по математике и физике... для поступающих в вузы. При этом каждому из школьников для чистоты эксперимента выдавался конверт с индивидуальным заданием.

Итог - средняя оценка по классу "4,8".

Впоследствии все ученики этого класса поступили в вузы, причем большинство из них и там учились на "отлично".

Когда о системе Шаталова стало широко известно, в Донецк потянулись те, кто хотел перенять его метод. Оппоненты, правда, не унимались, предлагая для проверки все новые и новые коллективы.

И тогда Шаталов устроил маловерам поистине сокрушительный нокаут. Он взял учеников из... колонии для малолетних преступников и проработал с ними в общей сложности три с половиной часа. За это время юные нарушители закона на "отлично" усвоили годичный курс геометрии.

64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта - таков результат работы учителя Шаталова. Это только те, о которых точно известно. В реальности людей, которым он действительно дал "путевку в жизнь", сотни и тысячи.

Но официальная школа его так и не признала. Шаталова обвиняли в том, что он не развивает творческую сторону учеников, что его система подходит только для изначально слабых школьников, а талантливым она ничего не дает.

И уж совсем злило оппонентов то, что новатор доказывал - школьный курс вполне реально уместить в 8-9 лет обучения, а не в 10-11 и тем более 12. Шаталову говорили: раз положено учить 10 лет, то и нечего тут нарушать. Учитель пожимал плечами и в освободившееся время преподавал ученикам... вузовскую программу.
"Я всего себя отдавал детям", - говорил Шаталов, и в этом, кажется, заключается главная проблема, почему чиновники отказывались принять его систему на вооружение. Согласно ей, учитель должен работать не рутинно, а интенсивно, посвящая себя ученикам, находя с ними контакт. А много ли таких энтузиастов было в советской школе, не говоря уже о постсоветской?

Ученики Шаталова продолжили его дело, но, как бы это сказать помягче, полуподпольно.

Шаталов никуда из родного Донецка не уехал, пока были силы, продолжал работать, обучая своей системе новые поколения педагогов. К нему приезжали и из-за рубежа, например из Китая. В КНР обучение по системе Шаталова популярно и сейчас.

Когда в 2014 году началась война, учитель поддержал жителей Донбасса, стал гражданином ДНР.

В последние годы Шаталов тяжело болел, да и возраст давал о себе знать. Но в июне 2020 года он принимал парад. Такие мероприятия в городах Донбасса в честь 75-летия Победы проводили для всех ветеранов войны.

Перед Шаталовым торжественным маршем прошли курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища с государственным флагом ДНР и Знаменем Победы. В знак уважения и глубокого почтения ветерану торжественно вручили благодарственные письма Главы ДНР Дениса Пушилина и общественного движения "Донецкая Республика".

Своей жизнью он заслужил куда больших почестей и от России, и от Украины, и от других стран постсоветского пространства. Но сам Виктор Шаталов за почестями никогда не гнался.

Он прожил свою жизнь, неся людям свет знаний.

Его книги и видеоуроки доступны бесплатно в сети.

Ответы и комментарии:
  • Re: Суворов от педагогики.   Родитель   10.03.21 в 19:01
  • >Ему было больше всех надо.

    Учитель математики из Донецка Виктор Федорович Шаталов интересен тем, что обучение изложил в виде программы из графических материалов, из опорных сигналов и конспектов, передающих учебную информацию. Это упростило учение и сделало его воспринимаемым всеми. Проверка и оценка знаний стала без использования дневников и журналов, с открытым листом учета знаний. Исследователи его творчества затем описывали принципы Шаталова: успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостного обучения, реализуемого блоками или интенсивными темпами. Сам учитель считал, что все дети абсолютно способны к тому, чтобы освоить программу одиннадцатилетней школы за девять лет. И доказывал это всем своим трудом и во времена СССР, и всё постсоветское время. Выпустил 62 книги.
    • Re(2): Суворов от педагогики.   o.makarenko   24.03.21 в 17:49
    • Вообразите теперь боль несчастных детей, которые вынуждены на протяжении 16 лет своей жизни, - 11 лет в школе и 5 лет в вузе, - слушать таких зануд. Нормальное обучение идёт по спирали: рассказали про велосипед, дали прокатиться на велосипеде, снова рассказали что-то важное или интересное. Наши же педагоги будут пичкать ученика вариантами крепления педалей и датами жизни велогонщиков до упора, пока его не начнёт тошнить от одного только слова "велосипед".
      • Re(3): Суворов от педагогики.   Зоя   25.03.21 в 09:29
      • На рождение детей давно пора вводить лицензию. Хочешь ребёнка - сдавай экзамены как на оружие или на автомобильные права.
        • Re(4): Суворов от педагогики.   Константин   25.03.21 в 09:40
        • Ну, тут как смотреть...

          Если государству нужны тупо народонаселенцы, то все - ок цыган и прочих быстроразмножающихся народов зватит.

          Но если Государство ждëт какого то экономического развития, то тут придëтся пойти на нечелевеческие меры - разрешить рожать только при наличии например минимум среднего- специального образования.

          А если ...
          • Re(5): Суворов от педагогики.   Кеша Иванов   31.03.21 в 17:04
          • - Учителям нужно носить нагрудные камеры как у полицейских, чтобы родители видели, как их дети ведут себя. И на родительских собраниях крутить нарезки из мира "животных".
            - Розги надо вернуть, а не камеры ставить. Учёба это таинство и делать его публичным не стоит.
            • Re(6): Суворов от педагогики.   Павел   01.04.21 в 08:40
            • >- Розги надо вернуть, а не камеры ставить. Учёба это таинство и делать его публичным не стоит.


              На уроках об наши головы и спины,были сломаны не один десяток деревянных линеек и указок. И в 10 классе могли поставить в угол.И дома за плохое поведение в школе получали по полной.
              • Re(7): Суворов от педагогики.   Angel Smiht   01.04.21 в 08:42
              • Их пи*дить надо нещадно, потому как по другому уже никто не понимает.

                Меня (да и многих других) ремнем не били, но морально и учителя и родители могли так воздействовать, что хорошая учёба подразумевалась сама собой. Раньше (в СССР) на класс был один дебил-двоечник, а сейчас пол-класса.

                Учителей сделали, не знаю...нервы должны быть стальные, покруче, чем у разведчика-нелегала.

                Учитель должен учить, а не думать о том , как выдержать ещё один день с утырками
                • Re(8): Суворов от педагогики.   Хатуль Мадан   01.04.21 в 08:44
                • Но если смотреть на картину в общем, то и воспитание детей сейчас оставляет желать лучшего, равно как и поведение родителей в различных спорных моментах.
                  • Re(9): Суворов от педагогики.   Serhio Konyakoff   01.04.21 в 08:47
                  • Современная школа это просто идиотизм!

                    Детки пошли сплошняком охеревшие и дегенеративные.Такие же,как и их родители-дебилы.

                    Из учителей сделали каких-то козлов отпущения.Лично знаю нескольких педагогов,которые просто психанули и ушли из школы,ввиду появившегося отвращения к современным методам воспитания и поганым нравам в современных школах.

                    Перефразируя вождя мирового пролетариата,от себя добавлю:"Пи@дить,пи@дить и ещё раз пи@дить современных детишек! Как бешенных собак! Розгами,смоченными в солёной воде! Чтобы у тех,кто плохо понимает и слабо догоняет,или постоянно что-то забывает, задницы постоянно были ярко красного цвета! Вот тогда будет толк.
                    • Re(10): Суворов от педагогики.   Vlad   01.04.21 в 08:49
                    • Какие все нежные стали. Раньше указкой по загривку выхватишь для ума от училки и дома добавки получишь, и никаких обид.
                      • Re(2): Суворов от педагогики.   Слава Андреев   01.04.21 в 08:51
                      • Я скажу так. Дети сейчас. Это полный привет. И нет управы. Их нельзя выгонять из класса и тд. И они этим пользуются. Ведут как хамы.

                        Защиты у учителя нет. Директор разводит руками.
                        Родители ни как не реагируют.

                        В общем, я на стороне учителя. Я думаю, ребёнок вёл себя не адекватно. И усемерить его не было возможности.

                        В мое детство , учителя вели себя более агрессивно. И мы не жаловались родителям. Тк понимали, что мы сами виноваты.

                        Дети сейчас в парниковых условиях живут. Им. Жопу до 16 лет вытирают. Родители краев не видят.

                        У самого трое детей , вижу как ведут себя дети и как реагируют родители. В садике , в школе.
                        • Re(3): Суворов от педагогики.   Andrey   01.04.21 в 08:53
                        • >Я скажу так. Дети сейчас. Это полный привет. И нет управы. Их нельзя выгонять из класса и тд. И они этим пользуются. Ведут как хамы.



                          Я спортом занимался, ребенка на спорт отдал, если тренер дает поджопник, я могу добавить второй, т.к. дети в мелком в возрасте очень часто теряют берега и загнать их туда можно только на авторитете, а какое может быть уважение к учителю, если о него ноги всем классом вытирать разрешают?
                          • Re(4): Суворов от педагогики.   Dok   03.04.21 в 12:40
                          • Никто не будет спорить, что воспитание ребенка - непростой процесс, требующий обдуманных действий и фраз. Ведь даже одно неосторожно сказанное предложение может навсегда отпечататься в сознании и повлиять на всю дальнейшую жизнь. Так и формируются комплексы, от которых людям так трудно, а порой и невозможно избавиться.
                            • Re(5): Суворов от педагогики.   gladcu2   03.04.21 в 12:41
                            • Во времена СССР ребенка воспитывали не родители, а улица. это были самые лучшие времна для воспитания поколения. Справедливость, порядочность, самостоятельность, универсальность, опыт, свободомыслие.

                              Вот представьте себе ребенка, котрый делает первые свои шаги. Потом этот ребенок выбегает на улицу и возвращается поздно вечером, что бы добраться до кровати и счастливо уснуть.
                              • Re(6): Суворов от педагогики.   tesei   04.04.21 в 10:22
                              • В шесть лет родители мне сказали: вон там школа, ты будешь в неё ходить. И больше в моей школьной жизни не проявлялись.
                                • Re(7): Суворов от педагогики.   Ирина Гуськова   06.04.21 в 15:45
                                • Честность и порядочность закладывается в детстве... отсюда вытекает, что в деградации личности виновата в первую очередь семья и сам человек... Сильный порядочный человек останется порядочным независимо от среды обитания... а вот человек с изначальной гнильцой сдеградирует не пойми в кого...
                                  • Re(8): Суворов от педагогики.   7guest   08.04.21 в 11:12
                                  • Пришёл школьный учитель в парикмахерскую. Парикмахер начал стричь и, узнав, что клиент учитель, поинтересовался:
                                    - Вот скажите мне, как учитель, почему у нас в стране образование год от года всё хуже становится?
                                    Учитель горько ухмыльнулся и ответил:
                                    - Объясню на понятном вам примере. Вот представьте, что перед работой вам нужно письменно обосновать, почему вы собираетесь использовать для стрижки тот или иной инструмент, а потом подробно описать характеристики расчёсок, ножниц, шампуней, лаков для волос, которые вы применяете. Ваша зарплата будет напрямую зависеть от отзывов клиентов о сделанных вами причёсках, от статей коллег о вашем профессионализме, от количества ваших выступлений на разных конференциях на тему: "Почему в средневековье жгли рыжих, а не лысых людей? ". А ещё каждый месяц к вам будут приезжать разные проверки, и каждому инспектору вы должны будете уделить время, рассказывать, какой вы замечательный парикмахер...
                                    Тут парикмахер перебил учителя и спросил:
                                    - Я не понял. А когда стричь-то клиентов?
                                    - Думаю, что я уже исчерпывающе ответил на Ваш вопрос.
    • Re(2): Суворов от педагогики.   сергей ремизов   03.05.21 в 15:42
    • Никто, никому,ничего недолжен. Многие думают что что-то решают в этой жизни, воспитание, законы, правила поведения. Это заблуждение. НИКТО в этом мире не знает как правильно воспитывать вид, будь то женский или мужской.

      НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.

      Мы всего лишь "болванки" из носителей ДНК, которая определяет как нам жить. Скучно, тупиково, но это правда.
      • Re(3): Суворов от педагогики.   Пихтовая   18.07.21 в 14:46
      • >НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.


        Сейчас учителя перегружены отчетами, притиркой к постоянно меняющимся методикам и программам обучения.

        Не все выпускники и раньше были гениями, вундеркиндами, но подавляющее большинство стали образованными людьми.

        Труд учителя всегда был напряженным, часто в ущерб своей семье, но это был уважаемый труд обществом учениками и родителями.

        Именно в такой среде проявили себя В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина и др.
        • Re(4): Суворов от педагогики.   Володимир Шарапов   03.08.21 в 11:56
        • Великий современник Лобачевского математик Гаусс при жизни ни в одном публичном выступлении не упомянул о неевклидовой геометрии. Но при этом он начал изучать русский язык только ради того, чтобы втихушку изучить работы казанского гения в подлиннике. Он прекрасно понимал, что научное сообщество его мгновенно уничтожит, если он начнет поддерживать столь крамольные взгляды на пятый постулат Евклида.
          • Re(5): Суворов от педагогики.   Юра Соколов   01.09.21 в 09:25
          • >Великий современник

            В День знаний подсказка как стать самым модным коучем в городе:
            1. Едете к маме
            2. Записываете все её поучения
            3. Произвольно добавляете в рандомные места слова "поток", "серотонин", "полумарафон""
            4. Продаёте места на вебинаре

            Если сможете так же обработать и продать советы бабушек у подъезда - можете смело готовиться к звания кавалера медали Ушинского
            • Re(6): Суворов от педагогики.   Лев Дуров   05.12.21 в 07:13
            • > - можете смело готовиться к звания кавалера медали Ушинского

              "Однажды, когда в школе шли уроки, я скрылся в туалете и с папироской в зубах стал комментировать из окна футбольную игру в школьном дворе:
              - Рыжий, так тебя и эдак! Кому ты подаешь, эдак тебя и так! А ты, Длинный, трах-тарарах, совсем мышей не ловишь!
              Слышу - кто-то вошел. Ну, думаю, еще один такой же прогульщик, как и я. А оглянуться мне некогда - очень уж увлекся игрой. И тут мне хлопают по плечу и просят:
              - Оставь.
              Я, опять же не оборачиваясь, откусываю слюнявку и передаю через плечо с обязательной в таких случаях репликой:
              - Свои надо иметь.
              Тот не отвечает и продолжает за моей спиной докуривать мой чинарик. А я уж совсем в раж вошел.
              - Славка, так тебя и эдак! Не видишь, куда бьешь, эдак тебя и так?!
              - Ну, Дуров, пойдем - хватит.
              Оборачиваюсь - директор школы! Спускаемся в кабинет.
              - Мерзавец, - говорит он мне, - ты что куришь?
              - "Беломор", - отвечаю.
              - Дай сюда!
              Я вынимаю из кармана пачку, кладу ему на стол.
              - Сколько тебе денег дает мать на день?
              Не помню уж сейчас всех этих денежных реформ, сколько мне давала мать на обед. Мы жили бедно и всего было в обрез. Называю сумму.
              - А сколько стоит "Беломор"? - спрашивает.
              Опять называю сумму, которая сжирает весь мой дневной бюджет.
              - Негодяй! - говорит он, кладет мой "Беломор" в стол и вытаскивает оттуда пачку "Прибоя". - Вот что тебе, стервецу, надо курить! И тогда тебе останется хоть на булочку! Вон отсюда, чтобы я тебя больше не видел!
              Когда я вышел из кабинета, почувствовал, что лицо мое горит. Ведь он не ругал меня за прогул, не говорил о том, что "курить вредно". Ведь ни один дурак не станет утверждать, что "курить полезно". Он всего-навсего хотел, чтобы я имел возможность покупать себе каждый день булочку! Директор школы курит "Прибой", а его сопливый ученик позволяет себе "Беломор", который в три раза дороже!
              Эта беседа в одни ворота произвела на меня такое впечатление, что через несколько дней я бросил курить. И понял, какой это был грандиозный педагог..."
              ("Грешные записки")
Ответить | Новая тема | Список тем | Свернуть ответы | Правила
© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности