Вот разные мнения и мои пояснения о современной школе. Не всё так плохо в современной школе, резко вырос уровень преподавания английского языка. Что я заметил - так это то, что в школах стало меньше насилия. Школьная драка сейчас - это ЧП, а раньше - в общем-то, считалось явлением ненормальным, но заурядным, и не стоящим особого выделения, как испачканные брюки по дороге домой. То же самое и с буллингом: сейчас это рассматривается как нечто совсем ужасное и достаточно новое явление. А в прежние времена - так на это и внимания не обращали. Ну, травят, подчас очень зло, игнорируют кого-то там в классе - ну и бог с ним, со временем и возрастом перетерпится. Причём не то, чтобы дети сейчас стали ну совсем иными. Просто прибегать к силе стали реже; более того, подобные методы сместились в среду детей, так скажем, из неблагополучных семей. На это наверняка последует возражение: а как же случаи стрельбы в школах? В этой проблеме, очевидно, виноваты не школы, а журналисты и СМИ, которые рекламируют подобные террористические акты, вдохновляя новых дурачков. Если запретить писать про стрельбу в школах, если называть психопатов не "стрелками", а какими-нибудь презрительными и обидными прозвищами, стрельба в школах быстрой сойдёт на нет. Что же касается обычных проявлений физической или вербальной агрессии, возможно, их и вправду стало меньше. Во-первых, с советских времён общество в принципе стало значительно мягче и добрее - эмигранты не узнают страну, приезжая к нам после долгого перерыва. Кроме того, явные проявления буллинга со стороны одноклассников или учителей теперь можно легко зафиксировать на смартфон. Школа - это как космический корабль, в который загрузили толпу оболтусов и несколько взрослых, чтобы они долетели до Туманности Андромеды. Взрослые точно не долетят, но пока не окочурились следят за детишками, а пока каждый из них передает детям небольшой багаж знаний по своей специализации - далеко не всем пригодится углубленные знания по ботанике, химии, английскому и т.д., но будет возможность выбора - кто-то все-таки станет химиком, а кто-то наоборот. Детишки, как и любая кучка людей, согнанная в одно место, действуя интуитивно в соответствии с психологическими законами, продиктованными эволюцией и небольшим опытом жизни в своей семье, создают маленькое игрушечное общество со своей иерархией, в том числе дельта-самками и эпсилон-самцами. Но детей не просто так согнали в одно место, еще и просматривается какая-то интуитивная общая цель (помимо вынужденного времяпровождения), они связаны друг с другом общим делом. Возникают устойчивые и неустойчивые группы по интересам, разгораются маленькие информационные войны, неформальные соревнования, ставятся интуитивные подростковые эксперименты. "А что будет, если я скажу Машке, что она дура?" - "Нет, лучше не говорить машкам, что они дуры..." или, наоборот "О-го-го, машкам, оказывается, НАДО говорить, что они дуры!" (сильно зависит от возраста и интонации). Потихоньку меняются цели, ценности, поведенческие реакции и стратегии - на глазах друг у друга. Дети растут и взрослеют вместе. Заимствуют друг у друга идеи и интересы. Немаловажно, и то, что классы смешанные - это отдельная большая тема для обсуждения. В отдельных местах может не повезти с контингентом, но подавляющее большинство детей у нас более-менее нормальные. Мои дети учились в общей сложности в пяти разных школах (правда, только в городских), я - в четырех (поселковых и деревенских, плюс несколько раз был вожатым в лагерях низшего уровня), никакой особой уголовщины не было (драки бывали), жестокой травли, такой, как показана в типичных американских фильмах, тоже не встречалось. Хотя не сказать, что была тишь да благодать - издевки и конфликты бывали. Впрочем, они и в вузе, и во взрослых трудовых коллективах имели место быть. Одиночное обучение больше похоже на ракету с одним космонавтом внутри, сочетающим чтение книг и фильмов с сеансами видеосвязи (с парой взрослых наставников). Можно получить терпеливого и высоконравственного робинзона, но высок риск сломать человека и в лучшем случае получить князя мышкина, а в худшем - избалованного тунеядца. Проблемы в общении с противоположным полом практически гарантированы. Лично я бы выбрал своему ребенку домашнее обучение только в самом крайнем случае, даже если бы пришлось ездить с ним в школу на другой конец города. Относительно социализации - на мой взгляд, в школах идёт социализация со знаком минус. Дети не видят реальной жизни, они ограничены только сверстниками, от которых реального жизненного опыта тоже не получишь. Хуже того, они учатся потребительскому отношению к родителям, завидуя тем, на кого родители тратят больше денег. Дети не умеют выбирать себе среду, они вынуждены приспосабливаться к классу. Увы, даже во взрослой среде сложно встретить позитивные примеры коллективов, а в детской и подавно. Имхо, свободный выбор окружения мог бы эту проблему исправить. Любители спорта будут дружить с такими же спортсменами, айтишники с айтишниками, хулиганы с хулиганами, и все они не будут друг другу мешать. Постепенно и при желании ребята будут расширять сферы общения, учась общаться с разными людьми, но ненасильственно. Относительно учителей - это отдельная проблема. Представьте себе, что у вас не 1-2 начальника, а целых 15, и все считают свои задания главными. Вот это чувствует ребенок в школе. Причём, учителя, как и начальники, имеют свои симпатии и антипатии, которые переходят в оценки. Хорошо ли это? Не лучше ли ребёнку учиться у бесстрастной компьютерной программы? Ещё одна проблема школы - это упор на дисциплину, а не результат. В итоге мальчики, в среднем менее склонные к дисциплине, показывают худшие результаты, чем девочки. Зубрилки-отличницы же, несмотря на формальные оценки, мало что реально усваивают и зачастую не могут эти знания применить на практике. Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены. Родители должны понимать, что только от них зависит, какими вырастут их ребятишки. Ответы и комментарии:
Вот разные мнения и мои пояснения о современной школе.
Не всё так плохо в современной школе, резко вырос уровень преподавания английского языка. Что я заметил - так это то, что в школах стало меньше насилия. Школьная драка сейчас - это ЧП, а раньше - в общем-то, считалось явлением ненормальным, но заурядным, и не стоящим особого выделения, как испачканные брюки по дороге домой. То же самое и с буллингом: сейчас это рассматривается как нечто совсем ужасное и достаточно новое явление. А в прежние времена - так на это и внимания не обращали. Ну, травят, подчас очень зло, игнорируют кого-то там в классе - ну и бог с ним, со временем и возрастом перетерпится. Причём не то, чтобы дети сейчас стали ну совсем иными. Просто прибегать к силе стали реже; более того, подобные методы сместились в среду детей, так скажем, из неблагополучных семей. На это наверняка последует возражение: а как же случаи стрельбы в школах? В этой проблеме, очевидно, виноваты не школы, а журналисты и СМИ, которые рекламируют подобные террористические акты, вдохновляя новых дурачков. Если запретить писать про стрельбу в школах, если называть психопатов не "стрелками", а какими-нибудь презрительными и обидными прозвищами, стрельба в школах быстрой сойдёт на нет. Что же касается обычных проявлений физической или вербальной агрессии, возможно, их и вправду стало меньше. Во-первых, с советских времён общество в принципе стало значительно мягче и добрее - эмигранты не узнают страну, приезжая к нам после долгого перерыва. Кроме того, явные проявления буллинга со стороны одноклассников или учителей теперь можно легко зафиксировать на смартфон. Школа - это как космический корабль, в который загрузили толпу оболтусов и несколько взрослых, чтобы они долетели до Туманности Андромеды. Взрослые точно не долетят, но пока не окочурились следят за детишками, а пока каждый из них передает детям небольшой багаж знаний по своей специализации - далеко не всем пригодится углубленные знания по ботанике, химии, английскому и т.д., но будет возможность выбора - кто-то все-таки станет химиком, а кто-то наоборот. Детишки, как и любая кучка людей, согнанная в одно место, действуя интуитивно в соответствии с психологическими законами, продиктованными эволюцией и небольшим опытом жизни в своей семье, создают маленькое игрушечное общество со своей иерархией, в том числе дельта-самками и эпсилон-самцами. Но детей не просто так согнали в одно место, еще и просматривается какая-то интуитивная общая цель (помимо вынужденного времяпровождения), они связаны друг с другом общим делом. Возникают устойчивые и неустойчивые группы по интересам, разгораются маленькие информационные войны, неформальные соревнования, ставятся интуитивные подростковые эксперименты. "А что будет, если я скажу Машке, что она дура?" - "Нет, лучше не говорить машкам, что они дуры..." или, наоборот "О-го-го, машкам, оказывается, НАДО говорить, что они дуры!" (сильно зависит от возраста и интонации). Потихоньку меняются цели, ценности, поведенческие реакции и стратегии - на глазах друг у друга. Дети растут и взрослеют вместе. Заимствуют друг у друга идеи и интересы. Немаловажно, и то, что классы смешанные - это отдельная большая тема для обсуждения. В отдельных местах может не повезти с контингентом, но подавляющее большинство детей у нас более-менее нормальные. Мои дети учились в общей сложности в пяти разных школах (правда, только в городских), я - в четырех (поселковых и деревенских, плюс несколько раз был вожатым в лагерях низшего уровня), никакой особой уголовщины не было (драки бывали), жестокой травли, такой, как показана в типичных американских фильмах, тоже не встречалось. Хотя не сказать, что была тишь да благодать - издевки и конфликты бывали. Впрочем, они и в вузе, и во взрослых трудовых коллективах имели место быть. Одиночное обучение больше похоже на ракету с одним космонавтом внутри, сочетающим чтение книг и фильмов с сеансами видеосвязи (с парой взрослых наставников). Можно получить терпеливого и высоконравственного робинзона, но высок риск сломать человека и в лучшем случае получить князя мышкина, а в худшем - избалованного тунеядца. Проблемы в общении с противоположным полом практически гарантированы. Лично я бы выбрал своему ребенку домашнее обучение только в самом крайнем случае, даже если бы пришлось ездить с ним в школу на другой конец города. Относительно социализации - на мой взгляд, в школах идёт социализация со знаком минус. Дети не видят реальной жизни, они ограничены только сверстниками, от которых реального жизненного опыта тоже не получишь. Хуже того, они учатся потребительскому отношению к родителям, завидуя тем, на кого родители тратят больше денег. Дети не умеют выбирать себе среду, они вынуждены приспосабливаться к классу. Увы, даже во взрослой среде сложно встретить позитивные примеры коллективов, а в детской и подавно. Имхо, свободный выбор окружения мог бы эту проблему исправить. Любители спорта будут дружить с такими же спортсменами, айтишники с айтишниками, хулиганы с хулиганами, и все они не будут друг другу мешать. Постепенно и при желании ребята будут расширять сферы общения, учась общаться с разными людьми, но ненасильственно. Относительно учителей - это отдельная проблема. Представьте себе, что у вас не 1-2 начальника, а целых 15, и все считают свои задания главными. Вот это чувствует ребенок в школе. Причём, учителя, как и начальники, имеют свои симпатии и антипатии, которые переходят в оценки. Хорошо ли это? Не лучше ли ребёнку учиться у бесстрастной компьютерной программы? Ещё одна проблема школы - это упор на дисциплину, а не результат. В итоге мальчики, в среднем менее склонные к дисциплине, показывают худшие результаты, чем девочки. Зубрилки-отличницы же, несмотря на формальные оценки, мало что реально усваивают и зачастую не могут эти знания применить на практике. Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены. Родители должны понимать, что только от них зависит, какими вырастут их ребятишки. В школьные годы педиатр запретила мне тяжёлые физические нагрузки и определила для меня специальную группу для физкультуры. В школе отдаю справку физручке. Она, выдрав справку из рук и скомкав её, проорала: "Меня это не волнует! Вместе со всеми будешь заниматься!" Я перестала заниматься на физкультуре, но в форму переодевалась и сидела на скамейке. Из-за всего этого, изрядно пропсиховавшись, училка мне влепила трояк в четверти. Приношу домой, а мать меня избила ремнём за оценку. И в чём я была виновата?..
|