Молодым необходимо дело. Главное, чтобы дело, которым увлечётся молодёжь, являлось не антитезой, но продолжением дела отцов и дедов. Хочешь доказать, что ты лучше - не надо ломать созданное. Улучши имеющееся. Построй новый дом или переделай старый. Считаешь несправедливым законодательство - изучи его и внеси предложения по улучшению. Тебя не удовлетворяет технологический уровень родной страны - займись разработкой технологий в той сфере, которая тебя интересует. На собственном опыте, без занудных внушений старших молодёжь постепенно приучается к тому, что консервативный, эволюционный подход - более верный путь к успеху, чем революционная кавалерийская атака, после которой остаются руины старого мира, а новый ещё даже не спроектирован. Любая профессиональная деятельность консервативна и учит эволюционному подходу. Если человек становится профессионалом в своём деле, профессиональный консерватизм он переносит на все сферы общественной жизни, в том числе на политику. Чем в более юном возрасте начал человек свой профессиональный рост, тем раньше он станет консерватором-эволюционистом. Конечно, будут и исключения. Но нас интересует позиция поколения, а не отдельных его представителей. Процентов пять революционеров всегда есть в любом обществе. Но если общество стабильно и консервативно, их судьба - злобствовать на кухне и ругаться между собой в маргинальных революционных СМИ, выясняя, кто из них виноват в том, что они, такие умные и красивые, есть, а революции до сих пор нет. В противном случае, всегда найдётся Нуланд, что вовремя подвезёт печенье. Ответы и комментарии:
Кстати и в США сейчас страну шатает поколение социальных иждивенцев. Они тоже, в отличие от предыдущих поколений, не знали, что такое работа, поскольку большая часть реального производства покинула пределы США ещё до их рождения. Многие просто жили на пособие всю жизнь и даже не пытались заняться чем-нибудь общественно-полезным. Сейчас же они разбирают по кирпичику ту самую Америку, которая обеспечила им эту возможность.
Так что чаще всего страну уничтожает первое беззаботное поколение. Происходит это потому, что государство, привыкшее к тому, что население традиционно понимает цену стабильности, в какой-то момент упускает из вида изменившиеся обстоятельства и опаздывает с организацией воспитательной работы с новым поколением. Студентам и молодым учёным часто кажется, что они достаточно талантливы и уже достаточно познали все тайны мира, чтобы перевернуть планету и осчастливить человечество. Преподаватели им представляются обскурантами, власти - реакционерами. Поэтому в университетах (в любом обществе) обычно гнездится зараза революции. Человек не получает патриотизм вместе с образованием и даже с талантом. Можно быть гением, но при этом ненавидеть собственное государство. СССР ведь также развалило наиболее образованное и наиболее советское из всех поколений - поколение младших научных сотрудников - первое пришедшее к власти в лице Горбачёва поколение, которое родилось и выросло в СССР и никакой другой реальности не видело - плоть от плоти, кровь от крови советской системы.
Между тем в России поколение, никогда не видевшее ужаса 90-х, уже учится в ВУЗах, а поколение, не достигшее в 90-е школьного возраста, ВУЗы закончило. Да, ещё лет двадцать общественное сознание будут формировать предыдущие поколения, но затем очень быстро власть в стране окажется в руках у тех, кого сегодня уже окучивают.
Это могут быть прекрасные талантливые воспитанные дети, отличники, умницы, радость родителей и преподавателей. Но души их будут в руках у наших врагов, а мы об этом даже не будем догадываться, пока не пробьёт час Х. Да, сегодняшняя пятая колонна (не оппозиция, а именно пятая колонна) не слишком успешно работает с подрастающим поколением. Ей мешают две вещи: нарциссизм и догматизм лидеров этой самой пятой колонны. Извечная проблема отцов и детей. Молодёжь всегда желает улучшить мир, доставшийся ей по наследству. При этом, не обладая достаточным жизненным опытом, заставляющим старшие поколения относиться к переменам осторожно, многократно отмерять, прежде чем отрезать, она (молодёжь) радикальна, амбициозна и самоуверенна. Новое поколение всегда считает, что может решить все проблемы одной кавалеристской атакой, и её легко к этой атаке подтолкнуть. Таково свойство человеческой натуры. Новое поколение всегда пытается доказать старшему, что оно уже вполне самостоятельно и лучше знает, что надо делать. Короче, новое поколение в определённой мере всегда оппозиционно старшему.
Если что-то регулярно повторяется, значит, это явление носит системный характер. Если из века в век в самых разных странах дестабилизирующей силой становится поколение, которое, получило расширенный доступ к образованию и не сталкивалось с трудностями, осложнявшими жизнь предыдущим поколениям, значит, на новом витке истории ситуация должна вновь повториться.
Молодёжь ориентируется на примеры успешности. Нужно сызмальства прививать примеры успешности, основанные на патриотизме и бережной любви к Родине. Нельзя наглухо закрыть или даже серьёзно ограничить представителям новых поколений путь в элиту, независимо от их взглядов и убеждений. Это верный путь в никуда. В то же время, мы не можем допустить повторения событий 1917 и 1991 года, когда выпестованное государством беззаботное поколение, так же беззаботно разрушило собственное государство в своём стремлении к лучшему. И мы знаем, что наши враги уже строят планы на наших детей, уже прокладывают для них дорогу "к лучшему будущему", в конце которой существование России не предусмотрено. Метод "организованного патриотизма", "уроки патриотизма" в школах, соответствующие лекции в ВУЗах также имеет существенные ограничения. Мало, кто из учителей/лекторов способен сделать из этого увлекательное занятие, а не отбывание номера. К тому же юношество будет рассматривать подобные занятия, как нечто внешнее, навязанное старшим поколением. Таким образом, для многих патриотизм может стать негодным приложением к ненавистным "урокам патриотизма". В принципе, любое хорошее дело выхолащивается, если оно становится всеобщим и обязательным. Патриотическое воспитание должно начинаться не в школе, а в семье и в дошкольных учреждениях. Примерно до 7-8 лет ребёнок ещё ощущает себя детёнышем, требующим заботы старших, и учится у них (старших) выживать. Это тоже инстинкт. Усвоенные в этом возрасте принципы и запреты, как правило, сохраняются на всю жизнь, их очень трудно сломать. Но этого тоже недостаточно, поскольку дальше ребёнок попадает в коллектив, а коллективный разум отличается от индивидуального. Сотня индивидуальных пацифистов, оформленная в армейское подразделение, вооружённая и обученная, становится коллективным убийцей, эффективность которого зависит от качества вооружения и обучения, а не от личных взглядов каждого. Нужна увлекательная идея, например, покорение космоса. В городе, где ГРЦ строит новую гражданскую многоразовую ракету по программе Корона, это не так уж и трудно. Молодым необходимо дело. Главное, чтобы дело, которым увлечётся молодёжь, являлось не антитезой, но продолжением дела отцов и дедов.
Хочешь доказать, что ты лучше - не надо ломать созданное. Улучши имеющееся. Построй новый дом или переделай старый. Считаешь несправедливым законодательство - изучи его и внеси предложения по улучшению. Тебя не удовлетворяет технологический уровень родной страны - займись разработкой технологий в той сфере, которая тебя интересует. На собственном опыте, без занудных внушений старших молодёжь постепенно приучается к тому, что консервативный, эволюционный подход - более верный путь к успеху, чем революционная кавалерийская атака, после которой остаются руины старого мира, а новый ещё даже не спроектирован. Любая профессиональная деятельность консервативна и учит эволюционному подходу. Если человек становится профессионалом в своём деле, профессиональный консерватизм он переносит на все сферы общественной жизни, в том числе на политику. Чем в более юном возрасте начал человек свой профессиональный рост, тем раньше он станет консерватором-эволюционистом. Конечно, будут и исключения. Но нас интересует позиция поколения, а не отдельных его представителей. Процентов пять революционеров всегда есть в любом обществе. Но если общество стабильно и консервативно, их судьба - злобствовать на кухне и ругаться между собой в маргинальных революционных СМИ, выясняя, кто из них виноват в том, что они, такие умные и красивые, есть, а революции до сих пор нет. В противном случае, всегда найдётся Нуланд, что вовремя подвезёт печенье. А вот характерные иллюстрации:
- сын крупного землевладельца (из еврейских колонистов Новороссии) Троцкий, - сын земского заседателя в окружном полицейском управлении Красин, - сын действительного статского советника Ульянов (Ленин). Их родители сделали карьеру благодаря реформам трёх последних царей, а они решили в благодарность "до основания" разрушить режим, обеспечивший их благополучное, сытое, беззаботное детство. До реформ Александра II качественное образование, позволявшее занимать высшие должности, получали в подавляющем большинстве выходцы из высшего дворянства. Поколения служивших России предков выработали своего рода неписанный кодекс поведения государственного служащего, не позволявший ему находиться в серьёзной оппозиции к престолу. Что-то могло не нравиться, что-то критиковаться, но кроме феномена декабристов (слишком полюбивших "французские свободы") серьёзной элитной фронды в империи не наблюдалось. А затем в течение считанных лет люди из низов тогдашнего общества стали в массовом порядке получать образование, а с ним и доступ к высшим должностям. При этом ощущения абсолютного социального равенства со столбовым дворянством, с которым они вдруг оказались в равном служебном положении, у них не было. Поэтому тут же началось смятение умов и революционное брожение. Они не вписывались в традиционную сословную структуру империи. От своего сословия оторвались, к высшему не прибились, не чувствовали себя в нём своими. Ждать эволюционных изменений не хотели. К власти никакой благодарности за собственное вознесение не чувствовали, ибо считали себя значительно более умными и достойными, чем власть. Бертран Рассел "Влияние науки на общество" г. Нью-Йорк. 1951 г.
Извлечение: "Образование должно быть направлено на уничтожение свободы воли, чтобы после завершения учебы и в течение всей оставшейся жизни студенты не имели возможности думать или действовать иначе, чем того хотели их школьные учителя… Влияние дома вредно; для подготовки учащихся очень эффективны стихи, поставленные на музыку и исполненные многократно… В будущем ученые должны будут кон-кретизировать эти правила и точно выяснить, во сколько обойдется процедура, позволяющая заставить ребенка поверить, что снег черный. Когда эта техника будет доведена до совершенства, любое прави-тельство, которое контролирует образование в течение более чем одного поколения, сможет без опасе-ний управлять своими подданными, не прибегая к помощи армии или полиции". >Извлечение:
- Исследователи из ВШЭ выяснили, что согласно индексу синтаксической сложности, в 2020 году 87 российских законов были в понимании сложнее, чем главный философский труд Иммануила Канта "Критика чистого разума". >"Критика чистого разума".
В современной России наблюдается абсолютное перенакопление капитала. Абсолютное перенакопление было предсказано Марксом и обнаружено в СССР и современной России. Но оказалось, что абсолютное перенакопление возникает каждый раз, когда очередной способ производства достигает предела своего развития, и трудящиеся классы переходят к новому способу производства. В СССР и современной России абсолютное перенакопление обнаруживается с середины прошлого века, но ему не придавали значения, теорию формационного развития, движущей силой которого служит абсолютное перенакопление, не разрабатывали. Поэтому на пороге коммунизма Россия стоит с закрытыми глазами, не зная механизмов перехода, что умножает страдания людей. >Молодёжь всегда желает улучшить мир, доставшийся ей по наследству.
Для тех, кто мечтает о новой идеологии и ноет, что "у нас её нет и потому всё плохо" ("крокодил не ловится, не растёт кокос", а молодёжь неправильно себя ведёт), могу сказать, что несколько огрублённо современные Россия и Китай придерживаются идеологии этатизма. Поначалу незаметная, но весьма существенная разница российской и китайской концепций заключается в том, что в Пекине исходят из принципа "Что хорошо для государства - хорошо и для гражданина". Москва же предпочитает считать, что "государству хорошо то, что хорошо для большинства его граждан". Давид Рокфеллер:
"Мы стоим на пороге глобальных перемен. Всё, в чём мы нуждаемся - это правильно организованный мега-кризис, и тогда народы примут новый мировой порядок... В двадцать первом веке не нужно будет убивать сотни граждан, дабы заполучить желанную власть над массами, достаточно лишь купить телеканалы и с их помощью воспитать будущие поколения управляемых рабов". >Мы стоим на пороге глобальных перемен.
- Заменить бы их научным институтом класса "Госплан 2.0" на бигдате, суперкомпьютерах и математических моделях и собрать туда учёных прогрессорского склада мышления. >- Заменить бы их научным институтом класса "Госплан 2.0" на бигдате, суперкомпьютерах и математических моделях и собрать туда учёных прогрессорского склада мышления.
Высказывание Владимира Путина на заседании Совета Безопасности 27 сентября о необходимости создания в РФ сбалансированной, единой и целостной системы стратегического планирования означает не столько "возвращение Госплана" с дисбалансами по отраслям и регионам, а также с дефицитом товаров и услуг на потребительском рынке, сколько разворот органов государственной и публичной власти от проблем внешнеполитической безопасности к проблемам безопасности внутренней; о том же свидетельствует назначение путинской "первой пятёрки" федерального списка "Единой России" главами профильных партийных комиссий: по развитию Восточной Сибири (Сергей Шойгу), по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников (Сергей Лавров), по образованию и науке (Елена Шмелёва), по здравоохранению (Денис Проценко) и по защите семьи (Анна Кузнецова), такие оценки циркулируют в дипломатических кругах российской столицы… Цитата Владимира Путина с Совбеза: ..Подчеркну, нам нужна сбалансированная, единая и целостная система стратегического планирования, чтобы создавать современные, выверенные, нацеленные на конкретный результат планы и программы, которые будут настраивать все органы власти, гражданское общество в целом, деловые круги работать в единой логике и вместе добиваться достижения приоритетных целей ради успешного, благополучного будущего России..
Если это не Госплан 2.0, то что такое Госплан? Из комментария Секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева по итогам заседания Совета Безопасности: При этом разработка и реализация прогнозов, концепций, стратегий, программ и планов будут базироваться на основе современных методов анализа и моделирования с учётом оперативного выявления угроз национальной безопасности и рисков социально-экономического развития. Кроме того, планируется создание единой цифровой аналитической платформы стратегического управления. Если это не ОГАС-2 - то что такое ОГАС? По сути, это окончательный отказ от либеральной экономической модели, предполагавший господство Невидимой Руки рынка. Теперь по этой самой шаловливой ручке будут больно бить ГОспланом-2. По данным Роскосмоса, "мирные" спутники Starlink Илона Маска способны выполнять сложные военные операции. Американские космические аппараты связи могут менять траекторию крылатых ракет. Также они позволяют управлять действиями подразделений спецназа США и агентурной сети. Спутники Starlink способны раздавать на мобильные телефоны с интернетом антироссийский контент.
Вашингтон не скупится на подобные технологии. В свое время спутники Starlink уже участвовали в комплексных военных учениях ВВС США, передавая сигналы военным самолетам и заправщикам, а также "отправляя" информацию наземным пунктам связи. Это свидетельствует о том, что миссия этих спутников была предопределена заранее, еще на этапе планирования: они были спроектированы так, чтобы иметь доступ к секретным, зашифрованным протоколам связи и производить обработку именно таких сигналов. Генштаб России и главнокомандующий ВС РФ, российский президент Владимир Путин знают, какие шаги нужно предпринимать, чтобы противостоять угрозе из космоса и наверняка принимают необходимые меры. Однако эта информация до поры до времени не афишируется. Финансово-экономический диктат Pax Americana вот уже полвека заставляет мир оплачивать все долги и издержки США, высасывая из него реальные ресурсы, товары и услуги в обмен на необеспеченные бумажки. И пока такое положение дел сохраняется, о реальном переделе мира говорить рановато. Лишь крушение этого глобального американского "пылесоса", с деконструкцией обслуживающих его планетарных и национальных институтов, позволит выстроить более справедливое мироустройство на Земле.
> позволит выстроить более справедливое мироустройство на Земле.
По числу пользователей интернета и по числу русскоязычных сайтов интересные данные. Всего 2,5 процента, и это всего десятое место русскоязычных пользователей в интернете обеспечивает нам второе место по числу самых востребованных сайтов в интернет-пространстве. Да, английский на первом, но на втором русский язык, и по качеству анализа это сайты информационно-политические. В мировом интернет-пространстве русский язык уступает только английскому. Об этом в ходе VII Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, заявила ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая >Если это не Госплан 2.0, то что такое Госплан?
Цифровая трансформация государственного управления идет полным ходом. В настоящий момент происходит разработка основных платформ, которые существенным образом усилят эффективность управления. Одной из таких разработок является создание единой автоматизированной системы сбор и анализа данных. Фактически речь идет о возрождении межотраслевых балансов. Межотраслевой баланс это: экономико-математическая балансовая, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Данная модель имела широкое применение в 1929-1955 годах, когда выпуск товаров и услуг оценивался не столько в денежном, сколько в физическом выражении. Метод межотраслевых балансов позволял видеть потребности той или иной отрасли в необходимых товарах и услугах. Тогда межотраслевые балансы сводились вручную, что существенным образом снижало полезность метода и тормозило реализацию процессов. Однако даже ручное вычисление выражений показало себя более, чем эффективно. В Госплане видели потребности экономики, что позволяло оперативно распоряжаться имеющимися производственным ресурсами. Сейчас же, когда появились новые технологии, система межотраслевых балансов может дать еще больший результат. После разработки и введения в эксплуатацию соответствующей платформы правительство получит уникальный доступ ко всем производственным и естественным ресурсам российской экономики. Единственным отличием сталинской системы межотраслевых балансов и мишустинской является различное ценообразование. Тогда цены были фиксированными, сейчас - рыночными. И, главное, для этого не нужно будет задействовать сотни, а то и тысячи специалистов, сводящих балансы "столбиком". Система все будет делать автоматически. А, значит, человеческие ошибки практически исключены. Когда рушится одна система и приходит другая, что происходит? Рушатся традиционные институты, рушится система социальной защиты. И людям нужно защищаться самим. И здесь оказывается, что и функции школы, и функции охраны должна взять на себя семья. И к этому нужно подготовить и молодое поколение.
Сейчас говорят, что рынок убил культуру. Это не так. Растлевать всегда легче, чем воспитывать, формировать возвышенный образ. У нас воспитание замещено услугами по образованию. Сильнейший кризис культуры плодит хитрых и циничных чиновников, равнодушных учителей, глуповатых родителей. Культура их отвлекает и развлекает. Высокая культура нерентабельна, а массовая стремится к максимальной пошлости.
> Высокая культура нерентабельна, а массовая стремится к максимальной пошлости.
Содержание на велфере 10% низа социальной пирамиды, и содержание на том же велфере уже 80% общества, вещи - принципиально разные. Ни одна экономика, и не одна страна не сможет этого выдержать. Тем более, что именно эти 80% - и составляют 99% реально голосующего и протестующего электората. Это - не проблема отдельных государств, это - общемировая ситуация, весь вопрос - только в том, успеют ли этот пузырь сдуть планово, или же он неконтролируемо лопнет сам по себе, забрызгав кровью весь земной шар. > забрызгав кровью весь земной шар.
После неразберихи 1990-х годов мы постепенно вернулись к осознанию неизбежности и необходимости прояснения собственной идеологии. Сегодня мы наблюдаем двуединый процесс: с одной стороны, в риторике президента России, начиная со знаменитой Мюнхенской речи и заканчивая Валдайской речью 2021 года, постоянно звучат идеи традиционалистского характера. С другой стороны, Россия делает "левый поворот", то есть поворот в сторону социально ориентированной политики и экономики. С начала пандемии в стране было принято немало социальных решений, соответствующих идейным установкам социального политического спектра. - Я угораю с этих цен!!! Дед Мороз на час - дороже, чем Снегурочка на ночь!!!
Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба.
А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина - личного! Открывалась дверь - и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось - воспитание! Это называлось - забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине - когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. Время доминирования США на мировой арене истекает и Америке "кровь из носу" нужны ресурсы России, как ископаемые, так и природные, и самое главное, как бы не пытались рекламировать зелёную энергетику, углеводородные ресурсы.
Но США понимая что добраться до неимоверных углеводородных и иных ресурсов России можно только разрушив России. Атомная война отпадает, даже если каким то чудом Америке и удастся победить Россию в атомном конфликте, на зараженной радиацией территории нельзя будет работать многие десятки лет. США столько ждать не могут. Устроить революцию либо "дворцовый переворот" в России не удалось, ли либеральной направленности, ни "красной, неокоммунистической". Раскачать Россию изнутри, вызвав недовольство народа предпринимаемыми антиковидными мерами связанными с определёнными ограничениями для народа, тоже не получилось. Народ России в своей подавляющей массе правильно понял тот факт что принимаемые правительством меры по ограничению напралены в конечном итоге на благо народа. У США осталась одна возможность разрушить Россию - это так или иначе всучить России Украину, всучить потасканную шлюху которую использовали в разнообразных формах как сами, так и предоставляли это делать и Европе. Всучит Украину России вконец разорённую, обременённую огромными кредитами странам Запада и МВФ, с уничтоженной промышленностью, с "дышащем на ладан" сельским хозяйством, с экономикой находящейся "ниже плинтуса". Всучить как некий "чемодан без ручки", который Россия должна будет по мнению США надрываясь тащить на себе. Нужна ли Украина России? Украине, народу Украины продавшим свою страну за пару пригоршней печенек нет больше никакой веры. Россия предателей не кормит. Пошли в Европу ценой предательства? Попутного вам ветра. Путин очень правильно организовал процесс признания ДНР и ЛНР... Да, "признание" очень важно! Никто не спорит! Однако, Путин сделал еще более важное дело! Через участие в процессе признания Республик Донбасса он принял присягу на верность интересам России! Даже в период присоединения Крыма такого не было...
Путин "вытащил на сцену" и дал возможность высказаться каждому из первых лиц российской власти! Сделать это публично в прямом эфире даже не перед народом России, а перед всем миром! И они пришли и выступили! Высказались! Прекрасно понимая, что как только они закончат говорить, каждый из них станет однозначным врагом коллективного Запада. Все! Кино закончилось! Никаких детишек в английских колледжах, никакой пенсии в Майями, никаких счетов в Швейцарии и недвижимости на Лазурном берегу... Ни для них, ни для ближнего и дальнего их окружения. Потому что теперь, каждый из них - это тот, кто вытер ноги о "волю Гегемона" и лица его европейских вассалов. Да, теперь халявы не будет... Встречать старость придется с российской медициной. Учить детей и внуков в российских школах и ВУЗах. Отдыхать на российских курортах... ...и чтобы делать все это хорошо и в кайф нужна самая малость им придется создать Великую и комфортную для жизни страну, потому что другой страны для них уже нет! Национализацию элит считаю торжественно завершенной! >Национализацию элит считаю торжественно завершенной!
- Национализацию элит я бы посчитал начатой, или начавшейся. Как правильнее Сценарий, по которому проведено заседания Совбеза, с выступлениями всех высших политиков России и приездом в Москву Пушилина и Пасечника, говорит о том, что проведена подготовка переговорной позиции Путина для встречи с Байденом.
Формально признание ЛДНР не означает выхода из Минского процесса, так как там стоят подписи представителей Донецка и Луганска. Признание ведь можно и отозвать в случае согласия Украины на выполнение Минска. Нет выполнения - будет признание. Это акт давления, а не отмены Минска, которая так нужна Киеву. Консенсус внутри власти по ЛДНР создан. Если Запад не отыграет назад по НАТО, ничто не будет сдерживать Россию, если Украина перейдёт на Донбассе в наступление. Будет признание, потом военная помощь, потом интеграция в союзное государство. Как далеко откатится граница Украины от границы ЛДНР, пока никто сказать не может. Но ордер на арест киевского режима в Москве выдан. Осталось поставить число и подпись и высылать опергруппу на задержание. Первый заместитель председателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев подчеркнул, что нельзя работу учителя приравнивать к уровню торгового работника. "Педагог не обслуживает ученика, он занимается формированием личности, он обучает ребенка, который пришел к нему в школу. А это совершенно разные вещи. Нельзя унижать престижность профессии учителя", - прокомментировал он.
… любимый с детства мультик про домовёнка Кузю навел на размышления...
В общем, связаны эти мысли с нашей системой образования. Увы, наверное. Ну вот, посудите сами - когда тот же самый вышеупомянутый мной мультфильм создали, в стране была идеология, которая распространялась на всё абсолютно, в том числе и на воспитание и образование подрастающего поколения. Если я сейчас начну писать, сколько в каждый… да хотя бы в тот самый год, когда "Кузя" вышел, было создано детских фильмов и мультфильмов, я, наверное, со счёта собьюсь. И в каждом из них. В каждом! - был заложен… нет, были заложены несколько смыслов. Мне когда-то знакомый режиссёр рассказал о том, что в каждой (!) сцене детского спектакля, фильма или мультика должно быть заложено как минимум три смысла, которые учат общечеловеческим ценностям - дружбе, доброте, порядочности, отзывчивости, смелости… Скажите, сколько за последние лет эдак двадцать вышло детских фильмов в России? Раз-два и обчёлся? А почему? А как мы хотим, чтобы дети росли патриотами? Сейчас, конечно, какие-то чисто внешние атрибуты пытаются внедрить - типа того, что детям в школах будут каждое утро играть гимн. Предполагается, что они под него будут вставать и чувствовать необыкновенный прилив патриотизма. Серьёзно? Прямо так и будут чувствовать? От гимна? Или что еще там придумают? Ну, можно, конечно, речёвки какие-нибудь на мероприятиях вставлять. Только не из этого патриотизм вообще-то клеится. Вы вправе спросить: а из чего? Всё просто. На мой взгляд, тут три составляющие - труд, идеология и сопричастность (последняя предполагает знание истории хотя бы своего края). В общем, перейдём к деталям. Повторюсь, не претендую на истину в последней инстанции - это просто мои размышления. Итак, во-первых, патриотизму способствует труд. К которому, увы, наши детки, согласно современному законодательству, не приспособлены. Сегодня, к примеру, смотрела шоу про какие-то свадьбы. Там смысл в том, что четверо девиц, усердно обливая грязью друг друга, должны поставить какие-то там оценки свадьбе их оппоненток. И платье им не такое, и блюда как-то не ахти… простовато, как-то, говорили… Минуток через пятнадцать просмотра сего шоу мне захотелось всех этих девиц скопом отправить… ну, к примеру, на прополку свёклы. Вот, думаю, после даже денька работы простой хлеб бы трескали за обе щеки и не чихали. И уж точно бы не придирались к тому, как приготовлены блюда у их соперниц. А сколько ещё подобных низкопробных шоу?! Так я к чему?! Пока у нас на телевидении будет вот такая хрень происходить, ничего у нас не получится. Ни-че-го! Это уже было в нашей истории. С той лишь разницей, что телевидения не было. Но на перепутье, когда никто не знал куда идти и что делать, возникали всё же такие гении как, к примеру, Антон Макаренко. Ему тоже пытались внедрить какую-то умную фигню про психологию, о которой по большому счёту тогда никто толком не знал, какие-то новейшие веяния в педагогике, писаные на бумаге… Страшно представить, что было бы, если бы Антон Семёнович поддался на все эти непонятные "педагогические каноны" и сам бы не устоял. А ему ведь было ой как сложно! Представьте себе - помещение без окон, без дверей, которое ещё нужно привести в более-менее приличный вид и… первые колонисты, которые прошли и огонь, и воду - классика, блин. Но ведь справился же! - малолетних преступников сумел сплотить не просто в коллектив, а в коллектив рабочий - ребята под его руководством создали самое лучшее в тамошней округе сельхозпредприятие. А помимо этого - мельницу, колесную, оконную мастерские, кузницу и даже театр, на представления которого съезжались люди со всей округи. Как он сумел этого достичь? Только трудом. Ах, нет, еще один мощный инструмент был в его работе - коллектив. Каким трудом этот коллектив создавался - отдельная тема. Но, уже единожды созданный, он умел каким-то чудом воспитывать вновь прибывших, перемалывать проблемы, двигаться к достижениям… Как мне кажется, кое-что из того, что "проповедовал" Макаренко, всё-таки применялось в наших советских школах. Но постепенно всё сошло на нет. Не стало трудового воспитания - по закону дети вообще даже доску в классе могут не вытирать. "Подкованные" в плане законов, но, по сути, очень недальновидные родители могут прийти в школу и заявить - мол, почему вы заставляете моего ребёнка мыть полы и так далее. А потом и сами дети уже начинают манипулировать этим… ну я думаю, вы понимаете, о чём я. Не стало и коллектива как такового. Во-первых, потому, что он рождался, как правило, путём совместного труда. А во-вторых, общей идеологией, которая была когда-то очень сильна в нашем обществе. Сейчас этого нет, хотя, возможно, мы на пути к этому. Только, повторюсь, формальностью в виде исполнения гимна в начале каждой рабочей недели - да хоть и каждого дня - этого не решить. Можно ли сейчас возродить систему Макаренко? Пожалуй, нет - в полном её понимании и исполнении. Но кое-что взять на вооружение точно стоит. Хотя какой там сейчас Макаренко - тут бы вообще с направлением определиться. Возьмем, к примеру, Болонскую систему, которую внедряли с таким упоением, которое можно сравнить разве что с усилиями миссионеров, пытающихся в Новом Свете убедить индейцев верить в Христа. В первом случае, то бишь, с нашей системой, преуспели куда больше, чем с индейцами. Прикрываясь благими, разумеется, намерениями - мол, нашей молодёжи будет доступно обучение по всему Миру, не говоря уже об отечественных вузах - "всяких там" МГУ, МГИМО, МФТИ… А в итоге пришли к тому, что заграница высосала все самые передовые мозги, ведя отбор талантливой молодежи в ведущих вузах страны задолго до выпускных работ, "соблазняя" аки змей-искуситель бросить родные пенаты и перебираться в передовую и успешную заграницу. Устроили, в общем, на своей земле бесплатный инкубатор для иностранных компаний. А какой идеологией проникнется та самая талантливая молодежь за границей, надеюсь, объяснять не нужно?.. Опять же, с кем пытаться что-то сделать с этой системой? Образования, то бишь? В педвузы последние лет двадцать идут те, кто больше никуда не смог поступить, за исключением единиц, которых туда зовёт призвание. Тех же, кто всё-таки пришёл в школу, затюкивают всевозможными отчётами, планами и другой писаниной так, что продохнуть некогда. У нас вообще, как мне кажется, есть две профессии, которые должны заниматься исключительно людьми - врачи и учителя - но их как раз завалили бумажной работой так, что у одних на пациентов, а у других на учеников времени почти не остаётся. Так что тут какую систему не внедряй - хоть Песталоцци, хоть Макаренко, хоть Гербарта, хоть Ушинского, хоть Монтессори - и какую идеологию не придумай - всё разобьётся о формальности. А формальности, как, кстати, и внедрение Болонской системы, придуманы ныне действующими властями в педагогической отрасли. Но, несмотря на то, что их новшества высшее руководство посчитало - как бы это помягче сказать, неэффективными - тем не менее, именно они будут внедрять и что-то новое. Что? Они пока, кажется, и сами не понимают. Но внедрять, увы, будут. Кровью, потом, слезами - учительскими, детскими и родительскими. То есть то, за что, по сути, сажать надо, а то и чего покруче, им велено просто "переделать". Мне, например, как маме пятерых детей, предстоит с этим ещё не раз столкнуться. Как теперь будут учить наших ребят? По каким учебникам? Не знаю. Нам, конечно, не привыкать к тому, что чуть ли не каждый год программа обучения меняется. Но уже хочется хоть какой-то стабильности. Особенно в нынешней нестабильной обстановке. Да, вы можете возразить - что, мол, наши ребята пока занимают первые места во всех мировых олимпиадах. Только, как мне лично кажется, это происходит не благодаря, а вопреки ныне действующей системе образования. Может, я ошибаюсь, но пока не выработана общая идеология, в которой одним из методов воспитания является патриотизм, ничего путного в сфере образования не выйдет. Хотя он, патриотизм, конечно, и в любой концепции не помешает. Но не всем он нужен. В том числе и властям. А в учебниках по-прежнему Великая Отечественная пунктиром… Без примеров, без пионеров-героев, которые могли бы помочь подрастающему поколению провести какие-то параллели с собой, спросить себя: смог ли я бы такое сделать? Осознать, какое мужество требовалось тогдашним советским людям… всем - воинам, работникам тыла, старикам, женщинам, детям - чтобы собрать все силы и победить заразу, которой до нас ни одна страна Европы так и не смогла поставить заслон. Патриотизм сегодня - понятие вполне относительное. А порой и вовсе пустой звук. Но если мы не сделаем выводы и не начнём что-то менять в системе образования - в глобальном я имею в виду плане (и в первую очередь в идеологии), то лет через десять-двадцать наши внуки, скорее всего, тоже смогут менять пол раз в год, а в армию идти в юбке-пачке и с макияжем. Что же касается правнуков, то какими они будут, история умалчивает. Да и вообще - будут ли?! Помимо "малоденег" косят ряды хороших учителей "малоправ" ("нет у вас методов на Костю Сапрыкина! " Обуздать хулигана в классе, обеспечить дисциплину, тупо мобильники отобрать у злоупотребляющих учеников - зачастую учителя не могут.), бюрократизация педагогической деятельности (планы, отчёты, кипы бумажек, на которые приходится тратить время), часто - косность сложившейся системы. Рассказывала одна хорошая учительница, что по молодости работала с полной отдачей, вникала в дела каждого ученика, тянула - всех, в своё личное время собирала отстающих на доп. занятия... Большая часть пед. коллектива - смотрела на неё с подозрением, а потом директор вызвала и приказала: "Бурную деятельность прекратить! В каждом классе выбираешь 8-10 тех, кто может и хочет учиться, остальных дебилов - оставь в покое! "
Какие ещё плюшки ждут нас с развитием информации и средств коммуникации? Нейросети, чипы? Это технологии, которые могут развиваться или заглохнуть, уступив место более мощным и востребованным. Но ясно, что новый уровень сотрудничества между индивидуумами ради общего развития возможен только при непосредственном обмене разумами, то есть информацией в них. Любимая страшилка фантастов - слияние всех разумов в общий мозг и утеря индивидуальности. Бред, конечно, поскольку душа каждого индивидуальна и неделима (ну плюньте в меня, тут я мистик и меня с этого никто не сдвинет), и никуда не денется. Но контактировать на информационном уровне, скорее всего, рано или поздно станет возможно. Этот суперразум повысит возможности в неисчислимое количество раз, и нам откроются такие тайны Мироздания, которые мы сегодня не можем и помыслить.
Будет оно, сумбурно расписанное выше? Какими путями? Думаю, будет. Куда же оно денется. И ещё, считаю, локомотивом изменений явится именно Россия с её огромным опытом страдания, радости, обновления, невозможных побед, хаоса и порядка, невероятной страсти к познанию, творчеству, созиданию и порыву в будущее. |