![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
Мальчики и девочки теперь учились вместе, образование стало светским и тесно связанным с производством. Школа состояла из двух ступеней - четырёхлетнего начального образования и пятилетнего среднего. Через пять лет устав ЕТШ скорректировали: теперь при нехватке мест преимущество отдавали детям трудящихся, а в школу второй ступени и вовсе могли поступить только они. Школ, между тем, категорически не хватало. В 1922 году начальное образование могли получить только половина детей школьного возраста, а среднее - всего 5-6%. Одновременно государство постепенно снижало финансирование школ, в некоторых регионах родители сами оплачивали обучение. В 1923 году платное обучение было введено по всей стране. При ежемесячной зарплате до 40 рублей за учёбу нужно было отдавать 5 рублей в полугодие, при зарплате больше 125 рублей - уже 30 рублей. Представители непролетарских профессий (торговцы, священники, владельцы предприятий) платили за учебу 50-100 рублей в полугодие. Крестьяне неохотно давали деньги на обучение детей и не считали нужным учиться дольше двух лет, ведь даже десятилетний ребёнок уже активно помогал по хозяйству и работал. Поэтому в крестьянских школах из 40 первоклассников до четвёртого класса доходили часто всего 3-4 школьника. У детей было право голоса в школе Важной особенностью советских школ в 1920-е годы были школьные органы самоуправления. Ученики объединялись в школьные советы и вместе принимали решения. В советы наравне с учениками входили учителя и административный персонал. Решающий голос часто принадлежал детям, известны случаи, когда по решению совета увольняли неугодных педагогов. Большинство школьных учителей того времени начали преподавать ещё до революции и придерживались консервативных традиций обучения, поэтому часто становились объектами травли со стороны учеников с новым "советским сознанием". Школьные советы следили за дисциплиной и успеваемостью учеников, могли в качестве наказания направлять провинившихся на общественные работы. Появлялись первые пионерские и комсомольские ячейки, которые вели в школах пропагандистскую работу. В 1925 году ещё только 23% учеников второй ступени были пионерами, и часто агитация встречала сопротивление. Неформальные объединения школьников по социальному статусу или "непролетарским" интересам ("Группа школьной интеллигенции", "Кружок искателей правды") обычно тоже осуждали. Низкие зарплаты учителей Положение учителя в советской школе в 1920-х годах было незавидным. Мало того, что ученики презрительно именовали их "шкрабами" (от "школьный работник") и почти не признавали учительский авторитет, зарплаты учителей были одними из самых низких в стране. В 1925 году высококвалифицированный учитель зарабатывал в месяц 45 рублей, а школьный дворник - 70 рублей. Многие попросту голодали и брались за любую возможную работу. Среди учителей, как и среди учеников, проводились чистки: нелояльных советской власти снимали с работы или переводили в отдалённые регионы. Экспериментальное обучение Школьники 1920-х годов испытали на себе много учебных экспериментов. Первой попыткой кардинально изменить процесс обучения стало введение "комплексного метода". Традиционные предметы отменялись, вместо них вводились комплексные темы и объяснительное чтение. Темы были посвящены новой советской реальности: "Осенние работы в деревне", "СССР и мир". Каждый преподаватель раскрывал тему с точки зрения своего предмета. На практике преподавание было хаотичным - ни ученики, ни учителя не понимали, что делать с новым учебным планом. Другим новшеством было обучение по методу "Дальтон-плана", подсмотренное у американцев. По этой системе каждый ученик сам выбирал предметы и объём изучаемого материала, а аттестация велась по проектному методу. Учителя больше не вели традиционные уроки, а лишь консультировали учеников по проектам. Как и комплексный метод, Дальтон-план не был успешен в советских школах, и вскоре его свернули. Плохая успеваемость и низкая грамотность Из-за плохого преподавания, недостатка учебных пособий и канцелярии, пропаганды и упора на общественную работу, школьники часто не получали в школе даже необходимый минимум знаний. В 1927 году 25% учеников московских школ были второгодниками. В 1926 году из 90 письменных работ выпускников школ-семилеток знаки препинания, хоть и с ошибками, были лишь в 7% сочинений, в остальных их не было вообще. Словарный запас школьников был очень беден, зато они могли похвастаться отличным знанием ненормативной лексики, блатного жаргона и новояза В 1925 году из 54 000 выпускников школ в вузы поступили только 1 700 человек, а из 20 000 выпускников школ-семилеток в техникумы зачислили всего 2%. Ответы и комментарии:
> Мальчики и девочки теперь учились вместе
Школьные правила 1872 года Провинности и количество ударов розгами за них: 1. Мальчики и девочки играют вместе - 4 2. Драка в школе - 5 3. Ссора в школе - 5 4. Игра на деньги или пари в школе - 4 5. Игра в карты в школе - 10 6. Залезание на дерево выше трех футов (за каждый фут) - 1 7. За вранье - 7 8. За вранье за пределами школы - 8 9. За называние друг друга кличками - 3 10. За ругательства в школе - 8 11. За приставание к девочкам - 10 12. За распивание спиртных напитков в школе - 8 13. За делание качелей и качание на них - 7 14. За отращивание длинных ногтей - 2 15. За неправильное поведение на дороге - 4 16. За поход в места, где играют девочки - 3 17. Это же касается девочек, которые приходят туда, где играют мальчики - 3 18. За приход в школу с грязным лицом или грязными руками - 2 19. За называние другого лжецом - 4 20. За борьбу в школе - 4 21. За обливание водой во время игры - 2 22. За шарканье ногами в школе - 4 23. За игру рядом с мельницей и ручьем - 6 24. За игру рядом с конюшней или любым опасным местом - 7 >Школьные правила 1872 года
В 1864 году, уже через год после отмены телесных наказаний для взрослых, было издано утверждённое императором Александром II мнение Государственного Совета "Об изъятии от телесных наказаний...", запрещавшее телесные наказания в отношении лиц, закончивших прогимназию или 4 класса гимназии или реального училища; таким образом, телесные наказания запрещались в старших трёх классах гимназий и училищ. Положения указа были внедрены в новом уставе гимназий и прогимназий того же года. Телесные наказания применялись только к мальчикам. В учебных заведениях, где обучались девочки (например, институтах благородных девиц или школах-пансионах), они не применялись, но были единичные случаи таскания непослушных учениц за волосы и отрезание кос. Преподавала литературу в колледже. Проходили творчество Максима Горького, все прочли "Старуху Изергиль". Выходит отвечать староста, девочка-одуванчик.
- Что ты можешь рассказать об образе старухи, о её жизни? - Нууу, что сказать... У неё было много мужчин, она рассказывает о каждом. Уф. Проблядушкой она ещё той была! - Что?! - Ой, извините, вырвалось. >- Ой, извините, вырвалось.
Если на вопрос "когда ты родился?" ты ответишь "в Кайнозое" и уточнишь "в Четвертичном периоде", а на тебя посмотрят как на дурака, то сами они дураки, причём безграмотные. Сейчас действительно идёт Эра Кайнозоя, Четвертичный период. И Четвертичный период как начался 2.59 млн. лет назад, так и продолжается. |