Какие именно изменения в образовании нам необходимы? Первый аспект. Как уже было сказано, сегодня в РФ готовят в лучшем случае профессионального, умеющего правильно выполнять функции, заданные рынком или чиновником, или международным стандартом, специалиста. Задача же состоит в качественном изменении цели: не только готовить профессионала, но и формировать в процессе обучения, воспитания, просвещения (т.е. образования в широком смысле слова) личность, обладающую творческим потенциалом и социальной ответственностью. Нам надо готовить таких людей и для нашей страны, и для всего человечества. Я не знаю, Менделеев, это русский ученый? Он подарил свою Таблицу России или всему миру? Он подарил ее всем. Каждому. И это стало основой для уважения к нашей стране, нашей культуре. Попутно замечу: Россию будут любить только тогда, когда мы будем творить для всего мира, дарить всем и каждому культуру, науку, знания, действуя по логике, противоположной логике частного капитала. Если же мы будем работать только сами на себя, то нас не будут ни любить, ни уважать, и правильно сделают. Если наш автор напишет роман, который переведут на десятки языков мира, то это будет развитие России. Советский Союз уважали не только потому, что у него была сильная армия или он давал деньги кому-то, а потому что во многих странах мира были выпускники наших университетов, потому что советские фильмы смотрели во всем мире, потому что нашу музыку, картины, книги слушали, смотрели, читали везде. Потому что Гагарин был символом не только нашей страны, но и всего человечества, покорившего космос. Второй аспект: реальная общедоступность образования. Если у нас образование будет платным (а оно сейчас и в государственном вузе по факту платное, потому что для поступления в хороший государственный вуз надо заплатить репетиторам денег едва ли не больше, чем стоит плата за обучение в частном вузе), то оно заявленных задач не выполнит. Поэтому либо наше образование будет действительно бесплатным, общедоступным (а это единственное условие формировать творческий потенциал в России сегодня!), либо у нас останется то, что есть сейчас. Третий аспект: эгалитарность образования. Сегодня образование элитарное. Есть несколько университетов, в которых можно получить образование мирового уровня. Если ты не абсолютный гений, обладающий огромным потенциалом расталкивать локтями всех остальных, а умный, но скромный ребенок из бедной семьи, из депрессионного региона, то ты в этот университет не попадешь. Нам как воздух нужна эгалитарность образования, потому что только она дает высокое качество образования, обеспечивая каждому, в ком есть талант (а он есть в каждом ребенке!), возможность реализовать его в полной мере. Для того чтобы получился Эйнштейн, надо, чтобы ребенок из каждой деревни мог стать Эйнштейном. Для этого нужны бесплатные подготовительные курсы, социальные стипендии и многое другое, да. Четвертый аспект: демократизм управления в сфере образования. Если у нас в образовании, в науке, в искусстве не будет реального самоуправления, не будет участия работников в управлении, не будет реальной транспарентности, выборности и сменяемости администраторов, реального контроля за деятельностью и доходами администрации, система работать не будет. Итак, четыре слагаемых. Готовим человека, а не функцию. Образование для всех и через всю жизнь. Эгалитарность образования. Реальный демократизм управления. Такова альтернатива сегодняшним трендам коммерциализации, бюрократизации, менеджеризации образования. Александр Бузгалин, доктор экономических наук, профессор МФЮА Ответы и комментарии:
|